Земельные ресурсы (возобновляемые)
- Рубрика: Презентации / Презентации по Экологии
- Просмотров: 313
Презентация "Земельные ресурсы (возобновляемые)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Земельные ресурсы мира Земельные ресурсы мира ограничены. Из всех земельных ресурсов около четверти приходится на арктические пояса пустынных полярных зон и тундры, лесотундр и редколесий. Примерно треть территории суши приходится на умеренные пояса и зоны хвойных, смешанных, широколиственных лесов, лесостепей, степей и полупустынь. 45 % суши относится к субтропическим, субэкваториальным и экваториальным поясам, где получили развитие зоны влажных смешанных, жестколистных лесов и кустарников, зоны саванн, степей, пустынь и полупустынь.
Земельные ресурсы мира Самые плодородные степные, лесостепные черноземные зоны разных широт занимают около 3–4 % территории. Именно она, эта территория, является кормилицей большей части населения Земли. Кроме того существуют категории потенциально плодородных (малоиспользуемых) земель других типов. На долю альпийских, субальпийских и таежных подзолов приходится 6–7 % территории суши, на долю коричневых сероземов – 2,3, желтоземов и красноземов – около 1, тропических (ферральных) почв – около 2, высокогорных – чуть больше 2 %.
Обеспеченность России земельными ресурсами Россия занимает одно из ведущих мест мира по обеспеченности землей (11 га/чел при среднемировой – 0,8га/чел). Здесь сосредоточены крупные земельные угодья плодороднейшего чернозема в степной и частично лесостепной зонах. Однако продуктивность этих земель по сравнению с их потенциальной продуктивностью еще мала в силу низкого уровня технологии сельскохозяйственного производства. Урожайность зерновых и овощных культур еще остается незначительной, кроме южных регионов России. Следует учитывать и то, что большая часть ее земельных ресурсов находится в зоне рискованного земледелия (до 60% территории находится в северных районах или приравненных к ним). Громадные пространства заняты лесами и лесотундрой, не пригодных для ведения зернового хозяйства.
Земельный фонд Земельный фонд – совокупность всех категорий земель. Россия занимает одно из ведущих мест мира по обеспеченности землей. Земельный фонд России составляет 1709,6 млн га, в том числе: земли сельхозпредприятий и граждан – 651 млн га (38,1 %); земли населенных пунктов – 6 млн га (0,4 %); земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения – 17,7 млн га (1 %); земли природно-заповедного фонда – 20,7 млн га (1,2%); земли лесного фонда – 878,8 млн га (51,4 %); земли водного фонда – 18,1 млн га (1,1 %); земли запаса – 117,8 млн га (6,9 %).
Проблема продуктивности земель Человек всегда стремился к увеличению продуктивности обрабатываемой земли, получению максимального урожая возделываемой культуры с единицы площади. Самыми экономичными, быстрыми и эффективными являются: искуственый полив; внесение удобрений в почву; борьба с вредителями сельского хозяйства. Однако и полив и удобрения и пестициды могут давать и нежелательные побочные эффекты. Проблема удобрений, засоления почв, вторичного заболачивания, опустынивания, эрозии, занятости под городами, горнодобывающими предприятиями, отвалами, карьерами, водохранилищами – это не только проблема продуктивности, но и деградации, отчуждения пахотных земель, эвтрофикации водоемов за счет стока в них избыточных концентраций фосфора и азота.
Проблема продуктивности земель Требуется создание : новых видов удобрений (медленнорастворимых, безопасных) малодозовых и быстроразлогающихся пестицидов новых технологии биоинженернии растений (новые высокопродуктивные сорта рациональных технологий полива защиты от ветровой эрозии – лесополос новых технологий сочетания культур – путь повышения урожайности каждой.
Загрязнение земель Промышленное (техногенное) . Загрязнение земель химическими веществами промышленного происхождения (тяжелыми металлами, нефтепродуктами, сернистыми соединениями, твердым мусором). Агрохимическое. Избыточный внос удобрений, песцицидов, засоление при избыточном поливе. Бытовое. Загрязнение почв отходами домохозяйств и бытовым мусором. Радиоактивное загрязнение земель составляет площадь около миллиона гектаров в 19 регионах страны.
Административное регулирование землепользованием Административное регулирование землепользованием включает организационные и экономические меры. Организационные меры предусматривают государственный контроль использования и охраны земельных ресурсов на основе действующего законодательства о земле. Государственный земельный кадастр как одна из организационных мер представляет собой набор сведений и документов о категориях, правовом режиме земель, субъектах использования, качественных характеристик и ценности земли.
Административное регулирование землепользованием Мониторинг земель. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Землеустройство как система мероприятий по организации использования и охраны земельных ресурсов в гармонии с окружающими ландшафтами включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, установлению их границ на местности.
Экономические меры регулирования землепользования Экономические меры предусматривают экономическое стимулирование, экономическую защиту землепользования, определяют рациональное, сбалансированное, синергетическое использование и охрану земельных ресурсов от негативных последствий хозяйственной деятельности с помощью: выделения бюджетных кредитов для восстановления земель; частичной компенсации государством снижения дохода не по вине пользователей земельным фондом; поощрения землепользователей за улучшение качественной характеристики использования и обработки земли, за эффективную систему охраны земельного ресурса в рамках прогрессивных (ужесточающихся во времени) экологических требований;
Экономические меры регулирования землепользования установление повышенных цен на экологически чистую продукцию; установление налоговых и иных льгот за перевод земель из малопродуктивных в высокопродуктивные; установление повышенного налогообложения за ухудшение параметров, указанных в экологическом сертификате, за невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по назначению, за искажение сведений государственной экологической регистрации и т. д.; установления платности за пользование землей.
Экономические меры регулирования землепользования Платность землепользования подразумевает: плату за использование земли; за загрязнение земли в пределах лимитов (ограничений); за загрязнение земли сверх установленных лимитов (платежи за загрязнение). Форма платы за землю: земельный налог (до 0,3% от стоимости земли), арендная плата, нормативная, рыночная цена земли.