Теории управления о роли человека в организации
- Рубрика: Презентации / Презентации по Экономике
- Просмотров: 273
Презентация "Теории управления о роли человека в организации" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Основные понятия Введение Классические теории управления Главные постулаты классических теорий Теории человеческих отношений Главные постулаты теорий человеческих отношений Теории человеческих ресурсов Главные постулаты теорий человеческих ресурсов Заключение СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Персонал организации — это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых трудовым договором найма. Управление персоналом (менеджмент персонала) - система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации.
ВВЕДЕНИЕ Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политологии и ряда других наук. За более чем столетие (период промышленной революции) роль человека в организации существенно менялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.
Классические теории управления получили развитие в период с 1880-1930 г. Основателем классической теории управления считается Фредерик Тейлор . КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Принципы научного управления по Ф.Тейлору: исследование каждого отдельного вида деятельности; отбор работников для выполнения определенных операций и их обучение; обеспечение работников необходимыми ресурсами; систематическое и правильное использование методов стимулирования; выделение, планирование в отдельный процесс управления; утверждение менеджмента в качестве самостоятельной деятельности.
Централизация Скалярная цепь Порядок Справедливость Стабильность персонала Инициатива Корпоративный дух Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено Анри Файолем . Разделение труда Полномочия и ответственность Дисциплина Единоначалие Единство действий Подчинённость интересов Вознаграждение
ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля Задачи руководителя: строгий контроль и наблюдение за подчиненными разложить задачи на легко усваиваемые, простые и повторяющиеся операции разработать простые процедуры труда и проводить их в практику Ожидаемые результаты: - Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив - Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства.
Теории «человеческих отношений» стали применяться с начала 1930 г. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой теории "человеческих отношений". Основателем является Элтон Мейо. ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Благодаря исследованиям Мейо в США распространяется термин «человеческие отношения», возникает особая политическая доктрина, превратившаяся в официальную программу управления организациями.
ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ТЕОРИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды Эти потребности являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду Задача руководителя: сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужным информировать о планах, учитывать их предложения по улучшению этих планов предоставлять возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций Ожидаемые результаты: Удовлетворение основных потребностей по взаимодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости Факт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям.
Теории человеческих ресурсов являются современ-ными. Взгляды Э. Мэйо и его последователей получили свое дальнейшее развитие в трудах Д. Мак-Грегора. Он сравнил философию традиционного менеджмента с более современным подходом к удовлетворе-нию от работы и выделил "человеческий дух" как основную мотивирующую силу. ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Две теории Д. Мак-Грегора: Теория Х (традиционная точка зрения) - средний индивидуум имеет стой-кую нелюбовь к работе и, нас-колько возможно, будет избегать ее; - в связи с этим большинство людей следует принуждать к работе и кон-тролировать. Ими необходимо уп-равлять, угрожая наказанием, что-бы заставить их приложить усилия к достижению целей организаций; - средний индивидуум предпочи-тает быть руководимым, желает из-бегать ответственности, имеет от-носительно слабые амбиции и больше всего хочет безопасности и покоя. Теория Y (современная точка зрения) - расходование физической и духов-ной энергии в работе так же естест-венно, как и при игре или отдыхе; - внешний контроль и угроза нака-зания не являются единственным средством заставить человека до-бросовестно работать. Это можно сделать, используя самоуправление и самоконтроль работника; - соответствие целям является фун-кцией вознаграждения, ассоцииро-ванного с их достижением.
Исходным пунктом теории У. Оучи является положение о том, что человек - это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Главная заповедь теории Z - доверие.
ГЛАВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ ТЕОРИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами Большинство индивидов способны к самостоятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают Задачи руководителя: лучшее использование человеческих ресурсов Создать обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности содействовать полному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных Ожидаемые результаты: Повышение эффективности производства Повышение полученного удовлетворения трудом.
Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и подвергая сомнению положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении. ЗАКЛЮЧЕНИЕ