Понятие «материя» и «дух». Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме
- Рубрика: Презентации / Презентации по Философии
- Просмотров: 386
Презентация "Понятие «материя» и «дух». Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Понятие «материя» и «дух». Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме. ГОУ ВПО Тюменский Государственный Университет Выполнила: студентка 976 группы Шихалева О.В. Проверил: к.филос.н., доцент И.Б. Муравьев Тюмень, 2009 год
План 1. Понятие «Материя» и «Дух». 1.1 Понятие «Материя». 1.2 Свойства материи. 1.3 Понятие «Дух». 2. Исторические формы материализма. 3. Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» в диалектическом материализме. 3.1 Причины трансформации понятия «бытие» в понятие «материя». 4. Список литературы и источников. 5. Тесты для самопроверки.
Понятие «Материя». Согласно диалектическому материализму: Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности данной нам в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существуя независимо от них. (В.И.Ленин) Объективная реальность это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него.
В определении Материи, по существу, решается основной вопрос философии, вопрос о соотношении материи и сознания. Материя первична по отношению к сознанию. Первична во времени, ибо сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно.
Согласно реляционной концепции, пространство и время определяется материальными процессами. Философская категория для обозначения положения объектов – это пространство. Философская категория для обозначения смены состояний материальных объектов – время.
Понятие «Дух» Дух - совокупность и средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности, как орудие сознательной ориентации в действительности для воздействия на нее и в конце концов для ее переделывания.
Дух выступает в разных формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий, коллективный дух (объективный дух, например, дух народа) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа, например — в произведениях искусства).
Дух имеет многие признаки, в том числе такие, которые рациональным путем нельзя уловить; вследствие такой сложности духа как особого феномена бытия его определение в понятиях затруднительно. Дух не есть видимая вещь, он совсем не есть вещь среди вещей. Дух раскрывается в субъекте, а не в объекте. «Дух есть иное, высшее качество существования, чем существование душевное и телесное.
Исторические формы материализма. Материализм (от лат. materialis - вещественный) – учение, согласно которому материя, а сознание вторично. Выделяют 4 этапа в истории материализма:
1. Стихийный материализм досократического периода. Отождествляет материю с каким-то видом вещества (водой, воздухом, огнём и т.п.). Яркие представителями этой формы материализма - это первые греческие натурфилософы : Фалес, Анаксимен, Анаксимандр Гераклит, Эмпедокл Фалес Милетский
2. Античный атомизм Представители: Демокрит Эпикур Первоначало мира здесь – мельчайшие невидимые частицы. Анатом.неделимые частицы выступают субстанцией. Благодаря субстанции обеспечивается единство мира. Демокрит Эпикур
3. Механический материализм Период (XVII-XVIII вв.) Эпоха Нового времени и просвещения. Мир материален, он представляет собой механизм, мельчайшими частицами которого выступают атомы.
4. Диалектический материализм Часть Марксисткой философии. От механического материализма отличается тем, что считает материю способной к саморазвитию.
Смысл трансформации понятия «бытие» в понятие «материя» В Новое время материю рассматривали как начало, существующее само по себе. Материя стала субстанцией Теперь Бытие – Материя Произошла трансформация
Причины трансформации бытия в материю: Философы стремились строить философию по образцу естественных наук. Если это было бы возможно, то мы получили бы полное знание о мире. Философы стремились изменить мир. Марксистская философия использовала материализм для обоснования необходимости революционных преобразований общественной жизни.
Список литературы и источников Литература: 1. Лавриненко В.Н. Философия: Учеб. Пособие.- М.: Юристъ, 1996.-512 с. 2. Кохановский В.П. Философия: учебник для высших учебных заведений.- Ростов н/Д.: «Феникс», 1997.- 576 с. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник.- М.- 2005.- 608 с. Источники: 1. http://www.filo.ru/ 2. http://filosof.historic/ru/ 3. http://www.gumer.info/
Тесты для самопроверки 1.Философская категория для обозначения положения объектов: а) Движение б) Пространство в) Время 2. Укажите верное утверждение: а) Сознание существует вечно б) Материя возникла относительно недавно в) Материя первична во времени и существует вено 3. Представителем античного атомизма был: а) Анаксимен б) Демокрит в) Фалес 4. Эпикур был представителем: а) античного атомизма б) диалектического материализма в) стихийного материализма 5. Представителя какого исторического этапа материализма сравнивали материю с каким-то видом вещества?: а)диалектический материализм б)античный атомизм в)стихийный материализм
Тесты для самопроверки 6.Представители механического материализма утверждали: а) Мир представляет собой механизм, мельчайшими частицами которого выступают атомы. б) Материя способна к саморазвитию 7. Какой материализм является частью марксистской философии?: а)Механический б)Диалектический в)Стихийный 8. Механический материализм относится к периоду: а)Новое время б)Античность в)Средневековье 9.Объективная реальность – это: а) совокупность и средоточие всех функций сознания б) то, что существует вне сознания человека и независимо от него в) Философская категория для обозначения смены состояний материальных объектов 10.Представителя какого этапа материализма считали, что Благодаря субстанции обеспечивается единство мира?: а) античного атомизма б) диалектического материализма в) стихийного материализма