Античная философия
- Рубрика: Презентации / Презентации по Философии
- Просмотров: 439
Презентация "Античная философия" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Возникновение, эволюция и своеобразие античной философии 1 Общая характеристика античной философии 2 Отличительные особенности античной философии 3 Основные периоды развития античной философии 4 Краткая характеристика досократической философии 5 Милетская школа 6 Философия Гераклита Эфесского 7 Философия пифагорейцев 8 Философия элеатов 9 Атомистический материализм 10 Философия софистов 11 Краткая характеристика классической античной философии 12 Философия Сократа 13 Общая характеристика философии Платона 14 Учение Платона о государстве 15 Научная деятельность Аристотеля 16 Общая характеристика философии Аристотеля 17 Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля Вернуться к оглавлению
Античная философия — это философия древних греков и древних римлян, охватывающая период с VII в. до н.э. Античная филосо фия возникла в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, собственно Греции — в Афинах, в эллинистичес ких государствах Азии и Африки, в Римской империи. Античная философия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации. Именно здесь зародилась европейская культура и цивилизация, здесь истоки западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений. Особенности Античная философия зародилась не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с научными знаниями - математическими, естественно-научными, с зачатками политических понятий, а также с мифологией и искусством. Духовное развитие в VII—IV вв. до н.э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Возникают два основных типа философского мировоззрения — материализм («линия Демокрита») и идеализм («линия Платона»). Возникают два противоположных основных метода мышления — диалектика и метафизика. Античная философия была первой исторически известной формой диалектической философии. В широком смысле слова термин «античность» (лат. antiquus – древний) означает «древность». В узком смысле с понятием «античность» связывают историю и культуру Древней Греции (Эллады) и Древнего Рима.
Особенности античной философии Отличительной особенностью античной философии является единство трех взаимосвязанных между собой моментов: объекта исследования, метода и цели. Первый момент определяет содержание античной философии, которое конкретизируется в идеях космоцентризма. Далее, обращаясь ко второму моменту триединства — методу, следует отметить следующую характерную особенность античной философии: стремление к рациональному объяснению всеобщего, бытия, реальности. Она не ограничивается конкретными фактами и опытными данными. Для нее значим не отдельный факт или конкретный опыт, а разумный аргумент, логическое доказательство, знание. Это не только определяет научный характер философии, но и границы между философией, религией, мифом и искусством. Последние также имеют дело с реальностью как целым, но если мифология описывает ее исходя из фактических представлений, религия — посредством веры, искусство — через идею красоты, воплощенную в художественных образах, то философское объяснение осуществляется на рациональном уровне (диалектика мышления). Античная философия в целом есть бескорыстная любовь к истине. Эта особенность определяет и ее третий момент — цель. Цель античной философии состоит в чистом созерцании истины, чистом желании достичь ее.
Античная и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VI в. до н.э. и до 529 г.н.э., когда император Юстиниан закрыл фило софские школы в Афинах. В этой истории различают ряд периодов. Основные периоды развития античной философии I Период ранней классики Общая характеристика: натуралистический период с его проблемами Фюзиса (Природы) и Космоса (между VI и V вв. до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Парменид, Зенон, Ксенофан, Пифагор, Демокрит и др. II Период средней классики Общая характеристика: гуманистический период с его проблемой человека Представители: Сократ и его школа; софисты: Протагор, Горгий, Продик, Антифонт, Антисфен и др. III Период высокой классики Общая характеристика: период большого синтеза с его главной проблемой — синтез философского знания. Представители: Платон, Аристотель и их школы.
IV Эллинизм Общая характеристика: период эллинистических школ с его главными проблемами — мораль и свобода человека, проблемы познания и т.п. Представители: Эпикур, Пиррон, стоики раннего периода: Панэций, Посидоний, поздние римские стоики, или неостоицизм: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др. V Религиозный период античной мысли Общая характеристика: основные проблемы — структуры Космоса, судьбы Космоса и человека, отношения Бога и человека и т.п. Представители: Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский и др. Продолжение
Демократические философские школы Древней Греции возникли в VII—V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах Философские школы Философия натуралистической ориентации Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) Пифагорейская школа (Пифагор, Архит Тарентский) Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) Атомистика (Левкипп, Демокрит) Иные философы (Эмпедокл, .Анаксагор) Философия гуманистической ориентации Софистика (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий, Антифонт). Софисты совершили революцию, сместив философскую рефлексию с проблематики природы и космоса на проблему человека и его жизни как члена общества. Софисты - это феномен столь же необходимый, как Сократ и Платон; последние без первых немыслимы.
Особенности Натуралистической ориентации присуши: космоцентризм поиск первоначала, породившее все сущее. Представители различных на туралистических школ обнаруживают субстанциональные основы вещей (т.е. то, из чего возникают все вещи), например, первоначало всего сущего — вода (Фалес); первооснова всего есть воздух (Анаксимен); сущность вещей - в числах (Пифагор); сущность вещей - в их бытии (Парменид); все вещи состоят из атомов (Левкипп, Демокрит); основа всего сущего есть вечное изменение, превращение мира (Гераклит) и т.п. декларативно-догматический метод философствования гилозоизм (одушевление неживой природы) Гуманистической ориентации присущи: доминантные темы — этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание, т.е. все то, что ныне зовется культурой смещение оси философского поискас космоса на человека
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII-V ни. до н.э. в Милете – крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии Характерные черты Натуралистический подход в понимании Природы и Космоса. Поиск первоначала — субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (пантеизм). Решение философских и естественно-научных вопросов увязывалось с прак тической деятельностью. Знания были не только основой для практического применения, но прежде всего элементами цельного мировоззрения. Мировоз зрение это в своей сущности натуралистическое. Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п.).
Анаксимандр (610-547 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего суще го — «апейрон» — вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Бог — первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множе ство, и они-то циклически возникают и гибнут. Мир состоит из серий противоположностей, опре деляющих генезис Космоса. Центр Вселенной — Зем ля, представляющая собой срез цилиндра, который па рит в воздухе.
Фалес (625-547 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего — вода — «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, — лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом. Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). Центр Вселенной — Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде. Вселенная полна богов.
Анаксимен (585-525 до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего — воздух, ко торый проходит в сво ем изменении ряд эта пов: огонь — воздух — ветры-облака — земля — камни. Воздух, входя щий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух — источник жизни и психических явлений. Земля — плоский диск, парящий в воз духе. Боги отождествля ются с Природой.
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530—470 до н.э.). Гераклит — один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии
Основные положения учения Гераклита В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой всего развития мира. Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита). Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита). Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необходимость — это всеобщий закон «логос», созидающий сущее из «противоположного движения», т.е. здесь Гераклит говорит о внутренне противоречивом потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию развития. Учение о потоке тесно связано с учением о переходе одной противоположности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, противоположности становятся друг другу тождественными. Противоречие (борьба) является движущей силой всякого изменения и развития. Теория познания основывается на понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а задача познания — проникновение в сущность Природы в ее вечном изменении. Основа общности и истинности человеческого познания — «логос», т. е. единство, всеобщность и непреложность миро вого порядка.
ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V ни. до п.».), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом городе Кротоне религиозный союз
Характерные черты пифагорейской школы Возникла она как некое братство или религиозный орден, подчиненный строгим правилам общежития и поведения. Учение воспринималось как тайна, знать которую позволялось лишь адептам и разглашение которой строжайше запрещалось. Пифагорейский союз представлял собой реакционную партийную организацию аристократии.
Основные положения философии пифагорейцев Истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора — это мораль аристократа. Задачи науки подчинены интересам религии. Первопричина всего сущего — число. Все в природе измеряется, подчиняется числу, в числе - сущность всех вещей; познать мир, его строение, его закономерность — это значит познать управляющие им числа. Мистика чисел составляет ядро пифагорейского идеализма. Учение о противоположностях оформляется в систему метафизически понятых противоположностей (предел и беспредельное, нечет и чет, единое и множество, правое и левое, мужское и женское, покоящееся и движущееся, прямое и кривое, свет и тьма, хорошее и дурное, четырехугольное и разностороннее). Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного, определяющая все другие противоположности. Пифагорейцы в основном стояли на позиции метафизического миропонимания, что целиком связано с их пониманием числа. Пифагорейцы преуспели в изучении музыки, геометрии и небесной механики.
ЭЛЕАТЫ — представители Элейской философской школы, существовавшей в VI—V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан Парменид Зенон и Мелисс
Основные положения философии элеатов Все философские мировоззрения, с точки зрения Парменида, покоятся на одной из трех основных предпосылок: 1) только бытие есть, небытия нет, 2) не только бытие, но и небытие существует и 3) бытие и небытие тождественны. Эти предпосылки являются основой трех философских школ: первая — исходный пункт Элейской школы, вторая лежит в основе учения пифагорейской школы, а в третьей заключается учение Гераклита Эфесского. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей философские понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Единое бытие понимается элеатами как непрерывное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее количественную множественность вещей и их движение (апории Зенона о невозможности движения). Множественность и движение не могут быть мыслимы без противоречия, и поэтому они не суть бытие. В познании элеаты разграничивают истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях. Последние знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Только разум может постичь истину о мире, исходя из тождества мышления и бытия. В понятии бытия, как его осмыслили элеаты, содержится три момента: 1) бытие есть, а небытия нет; 2) бытие одно, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие (видимость) непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. Окружающий мир элеаты рассматривали как нечто изменчивое и подвижное, представляя его в рамках чувственного познания.
Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500—440 до н.э.), учение которого продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460—370 до н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» — противоположность «линии Платона» — идеалистического направления).
Основные положения философии атомистов Мир состоит из пространства и наполняющей его материи, или из атомов и пустоты. Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того, они различаются по величине и тяжести. Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом — движущаяся материя. Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля — плоская. Признание всеобщей причинной необходимости является одним из основных принципов всей системы атомистов. Отсюда атомисты одновременно и отрицают случайность, и признают ее: отрицают в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признают в смысле противоположности целесообразности - никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели. В этом смысле всякое событие случайно. Исходным началом и основанием в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам. Жизнь и смерть организмов — это соединение и размножение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие души отвергается. Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, государственного устройства, вопросам и проблемам физики, математики, техники, эстетики, филологии, музыки.
СОФИСТИКА (V - первая половина IV вв. до н.э.) не представляла собой единого круга мыслителей. «Софисты» не есть название определенного философского направления или особой философской школы. Слово «софист», первоначально означавшее мудрец, искусник, изобретатель, со второй половины V в. до н.э. означает особый тип философа-профессионала, учителя философии. Представители: старшие софисты (V в. до н.э.) — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младшие софисты - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Человек и сознание — основная проблема софистики. Софисты произвели смещение оси философского исследования с природы на человека: именно в этом их историческое значение. В центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания логических форм сознания. Свою правоту софисты доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым умозаключение, на первый взгляд правильное, оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. Исходный принцип софистов: « Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (Протагор). Отсюда субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Теория познания софистов ориентирована на отдельного индивида — субъек та познания (субъективный идеализм). Объективное, истинное познание не достижимо {скептицизм), а всякое знание относительно (релятивизм). Релятивизм в теории познания служит обоснованием и нравственного релятивизма: софисты показывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Основные положения философии софистов
Сократический период (середина V — конец IV вв. до н.э.) Философские школы Философия Сократа Сократические школы: Мегарская школа (Евклид из Мегар, Евбулид, Стильпон, Диодор Крон) Элидо-эритрейская школа (Фе- лон, Менедем, Асклепиад) Киническая школа (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет) Киренская школа (Аристипп, Феодор, Гегезий, Анникерид) Философия Платона Философия Аристотеля Цель философии - проблема человека как морального существа; проблема, как следует жить (Сократ). Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя». Любое знание есть добро, а любое зло, порок соверша ется от незнания - суть этического ра ционализма Сократа. Предметом знания может быть только общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и по своей природе неизменно. Абстрактное высшее благо — Бог, разум, жизненная энергия (мегарцы). Мудрость - в познании блага посред ством отрешения от всего, что делает че ловека зависимым, отсюда идея свободы вне общества и проповедь безусловной естественности, безусловной личной сво боды (киники). Предметом знания может быть прак тически достижимое благо. Критерием блага является наслаждение или страда ние. Цель жизни — в наслаждении насто ящим. Средством к достижению счастья является свобода (киренаики). Построение метафизических систем и синтез основных философских проблем (Платон, Аристотель). Особенности
СОКРАТ (469—399 до н.э.) — выдающийся афинский философ, учитель Платона. Сократ — представитель реалистического ре лигиозно-нравственного мировоззрения. Впервые именно Со крат сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического ми ропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем «тенденции Платона» в античной философии
Основные положения философии Сократа Центральная проблема в философии — человек и человеческое сознание. Природа и сущность человека — это его душа (разум). Душа - это «Я сознаю щее», т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность. Благодаря этому открытию создана моральная и интеллектуальная традиция, которая питает Европу до настоящего времени. Главная задача познания — самопознание: «познай самого себя», познание самого себя как «человека вообще», т.е. как моральную, общественно значи мую личность. Познание — главная цель и способность человека, ибо в про цессе познания он приходит к общезначимым истинам, к познанию добра и красоты, блага и счастья. В этом и есть цель философии. Этика Сократа отождествляет добродетель со знанием: 1) добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок — это всегда невежество; 2) никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Этот этический рационализм Сократа сводит мораль ное благо к факту сознания. Диалектика Сократа совпадает с диалогом (диалогос), который состоит из двух моментов: «опровержения» («иронии») и «майевтики». «Сократовский» метод — это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом суть «иронии», суть «майевтики» — посредством наводящих вопросов и логических приемов под вести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Задача метода — найти «всеобщее» в нравственности посредством «индук ции» (отыскания общего в частном) и «определения» (установления родов и видов, их соотношений). Основные составные части «сократического» метода: «ирония» и «майевтика» — по форме, «индукция» и «определение» — по содержанию.
(427—347 до н.э.) крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фило софской школы — Академии, основоположник идеалисти ческого направления в философии. Его настоящее имя - Аристокл, Платон - псевдоним
Общая характеристика философии Платона Философская система Платона — первая завершенная синтетическая кон цепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики. Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир — несотворимый и неуничтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей». Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое суще ствование; идеи вечны и неизменны. Идеи - причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей — «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень - разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, и низший - чувственный, с помощью которого он познает мир вещей. Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, спра ведливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государ ственности и т.п.), свойств вещей и т.д. Теория идей имеет практический аспект — обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия, ибо с позиции идеалов «мира идей» человек должен оценивать окружающий его мир. Такая система философии называется метафизической (не путать с метафизическим методом, возникшим в XVI - XVII вв.).
Социально-политическое учение Платона в разных вариантах излагается им в трех диалогах: «Государство», «Политик», «Законы» и целиком направлено против античной демократии Учение о государстве «Идеальное государство» (или при ближающееся к идеалу). Аристократия — справедливая власть меньшинства. Аристократическая республика. Аристократическая монархия. Нисходящая иерархия государствен ных форм. Тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии. Олигархия — несправедливая власть меньшинства. Демократия - справедливая власть большинства. Тирания — несправедливая власть одного человека. Классификация государственных форм по Платону План государственного устройства по Платону Идеальное государство есть со общество: земледельцев и ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан; воинов, охраняющих безопасность; философов-правителей, осуществляющих мудрое и справедливое управление государством. Граждане государства вместе проводят свободное время. Институт брака упраздняется (все жены и дети общие). Допускается и приветствуется труд рабов. Допускается небольшая частная собственность и личное имущество для всех сословий.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) - ученый-энциклопедист, философ, ученик Платона, воспитательАлександра Македонского. 335 — 322 гг. до н.э. основал философскую школу — Ликей (перипатетическую школу)
Общая характеристика научной деятельности Аристотеля Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочинения относятся к различным областям знаний — философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе. Все науки делятся по следующей классификации: теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.; практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.; творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии). Общее правило научного исследования — на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей». Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался по строить единую систему наук.
Общая характеристика философии Аристотеля Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей. Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира, поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»). Аристотель дает свое понимание бытия через десять категорий. Бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количе ства, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания. Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые легли в основу его миропонимания: Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир. Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей. В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика - орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира. Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека. Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия — власть толпы, крайняя демократия) и «хо рошие» (монархия, аристократия и полития). Идеал Аристотеля - политая, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».
Проблемы материи, души, человека в философии Аристотеля Материя — субстрат. Без материи нет бытия, но и сама материя не суще- ствует самостоятельно. До принятия определенной формы материя находи- тся в состоянии небытия. Эта первая материя лишена жизни, энергии, цело- стности, всяких свойств, всякой опре- деленности. Материя еще не есть действительность, а только возмо- жность. Действительностью она ста- новится лишь в связи с формой. Материя — это потенция, ограниченная формой; потенция (субстрат) есть пассивное начало, форма — активное. Всякая вещь есть единство «материи» и «формы». Движение — обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей. Виды причин: материальная (субстрат), формальная (образующая «сущность», вещь), производящая (раскрывающая цель движения). Высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Душа - носитель сознания и одно- временно ведает функциями организма. Три уровня души: «растительная душа»,отвечает за функции питания и размножения; «чувственная (животная) душа», отвечает за функции питания, раз- множения, ощущения и желания; «разумная душа», охватывает все вышеперечисленные функции и ведает еще функциями познания и мышления. Душа смерти. Одушевление материи (гилозоизм) — «нелепость и противоречие». Человек рождается политическим существом и стремится к «совме- стному сожительству». Человек есть политическое живо- тное (выводя политичность человека из его природы, а не наоборот — природу человека из его деятель- ности в обществе, — Аристотель делает ошибку). Проявление политической сущно- сти человека есть образование семьи, государства. Проблема материи Проблема души Проблема человека Вернуться к оглавлению