Экономический кризис?
- Рубрика: Презентации / Презентации по Географии
- Просмотров: 279
Презентация "Экономический кризис?" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Экономический кризис? Москва- Муром, февраль 2009 года Перская В.В.- доктор экономических наук, профессор РАГС. Заслуженный экономист России
8383 хайтек финансы энергетика прочие 7337 3993 6392 125 133 66 176 Предкризисная капитализация мировой экономики МЛРД. ДОЛЛ. И ЧИСЛО КОМПАНИЙ Рассчитано по данным: FT Global 500, Market value by sectors Из доклада Н.Ивановой –члена- Кор-та РАН»инновационная динамика Мирового хозяйства
Структура рыночной капитализации компаний – индекс S&P 500 ИМЭМО * Из доклада Н.Ивановой –члена- Кор-та РАН»инновационная динамика Мирового хозяйства
ИМЭМО * Инвестиции в материальные и нематериальные активы, США, в % к ВВП Из доклада Н.Ивановой –члена- Кор-та РАН»инновационная динамика Мирового хозяйства
Россия и мир: индикаторы инновационной деятельности leaders followers moderate innovators catching-up * UA: simple average based on 17 indicators, regression based estimate gives 0.28
Место России в мировом хозяйстве Мировой хозяйство, будучи сложной экономической системой, обладает внутренними свойствами - устойчивости и потенциалом к саморазвитию. Оно находится в постоянной трансформации.
Место России в мировом хозяйстве Однополярный мир, где доминантным фактором выступала экономика США, которая постепенно утрачивает свою устойчивость, должен быть сменен многополярной конфигурацией, где центрами выступят не только отдельные страны, но и их региональные объединения, союзы, альянсы и пр.
Место России в мировом хозяйстве Россия имеет не только исторический шанс, но и объективные ( вполне реальные) предпосылки войти в такие региональные союзы, занять там ведущие позиции. Чтобы это произошло необходима кардинальная смена парадигмы внешнеэкономической политики России.
Уровень открытости экономики РФ ( Экспорт/ ВВП) в 2005 г. составил 30,6%, уровень вовлеченности экономики РФ в мирохозяйственные связи (Экспорт+импорт / ВВП)- 46.2%, что свидетельствует не столько о позитивности процесса, сколько о величайшей зависимости экономики от конъюнктуры мировых рынков, фактически более 1/3 национального валового продукта формируется внешнеторговыми потоками, что практически не допустимо ни одной постиндустриальной страной ( за исключением членов ЕС-15, и то относимых к разряду малых стран).
Место России в мировом хозяйстве Российские покупатели/продуценты ни разу не выступили с позиции «ценообразующей площадки»- ни по импорту, ни по экспорту. В этой связи внешнеторговая политика не способствует развитию воспроизводственного процесса в стране, обретению РФ адекватного места в мировой экономике согласно ее потенциалу, включая научно-технологический и интеллектуальный.
Тренды роста внешнеторгового оборота Примерно равняются +30% по экспорту и импорту в год. При этом 70%- экспорт минерального и другого вида сырья. Импорт – машинотехнической группы товаров составляет лишь в пределах 50%, или +4 % в год прирост, а его структура оставляет желать лучшего.
Основным источником производительного инвестирования по мнению правящей элиты являются исключительно прямые иностранные инвестиции, поскольку национальный капитал не прозрачен в своем функционировании, не способен быть производительным, а потому его отток в виде или перевода средств в оффшоры, или на депозитные счета в иностранных банках есть способ борьбы с инфляцией, это способ поддержания устойчивого курса национальной валюты, поскольку национальный производитель не способен эффективно использовать инвестиционный потенциал.
Связь между регионами на основе развития внутрирегиональных связей, опосредуемых торговлей, существенно снижается, что ведет к тому, что приграничная торговля имеет большее значение для формирования РВП, чем внутрихозяйственное сотрудничество. А перспектива повышения тарифных ставок перевозок до практически мирового уровня ( согласно договоренности присоединия к ВТО до 2009 г.) практически реализует концепцию отсутствия регионального взаимодействия, и ориентирования всех регионов на мировых потребителей их сырьевых, интеллектуальных потенциалов
На рисунке показан уровень покрытия экспортом импорта экономики России в историческом разрезе или сбалансиро- ванность внешней торговли
Длительное положительное сальдо ВТ баланса – свидетельство пассивности стратегии торговой политики России на мировом рынке, неспособности предвидеть и использовать выгоды от международного разделения труда, от складывающейся конъюнктуры мирового рынка, не говоря уж о том, чтобы влиять на нее.
Условия, обязательные для учета новой парадигмы: только открытая сложная общественная система (а любая страна – это именно такая система) имеет внутренний потенциал саморазвития и устойчивости в длительной перспективе и к самовоспроизводству. Любые попытки закрывания или перехода к автаркии – есть путь к самоликвидации системы как таковой.
долгосрочного устойчивого развития экономики страны ликвидации диспропорциональности развития регионов и территорий- т.е. эффективного функционирования механизма выравнивания укрепления межрегиональных хозяйственных связей в целях повышения устойчивости развития и обеспечения целостности государства безопасности национальной, в т. ч. экономической политической стабильности и суверенной демократии. унификации правовых полей с учетом международного права и доминирующих в мировой практике отдельных положений прецедентного права.
обеспечения национальной безопасности, включая экономическую компоненту, недопущения возникновения локальных конфликтов как внутри страны с применением силы, так и содействие международным органам и исключение содействия вооруженным конфликтам за пределами страны на основании применения технологий и разработок двойного назначения, поставок вооружений и силового содействия, борьба с терроризмом; формирование диверсифицированной национальной экономики, обладающей международной конкурентоспособностью, а так же позволяющей выступать российским хозяйствующим субъектам во внешнеторговой деятельности с позиций создания новых ниш на мировом рынке и потенциалом обеспечения устойчивого национального развития в условиях рыночной среды.
многообразия форм собственности и их правового равенства; развития процесса подлинной демократизации в правовом обществе при формировании унифицированного с международными правовыми нормами правового пространства; Особое внимание подготовке кадров интеллектуальных и среднего звена ИТР, причем приоритет которых в обеспечении национального развития. Не может быть госчиновника, который просто эффективный менеджер, т.н. «Космополит». Это человек, который уважает свой народ и свою Родину. Новая парадигма национального экономического развития должна базироваться на:
Задачи: подготовка кадров, ориентированных и способных воспринимать и реализовать новые подходы в экономической стратегии страны, в т.ч. на отраслевом уровне. Обратив внимание на звено среднего уровня ИТР выработка приоритетных сегментов национального хозяйства, способных сформировать потенциал ускоренного роста экономики в целом, при этом учитывая комулятивность финансового и управляющего участия предпринимателей и государства в реализации проектов. Использование преимуществ при госрегулировании участия в ВТО.
повышение дисциплины аппарата, осуществление замены кадров, способных реализовать предлагаемые новые ориентиры экономической политики. Разработка механизмов на уровне государства при развитии законодательства и совершенствования правового поля полного разделения «власти» и «денег». Завершение перехода на новые формы балансовой отчетности хозсубъектов, исключить нетранспарентность хозяйственной деятельности.
обсуждение обозначенной новой экономической политики с привлечением общественных организаций и специализированных институтов. Формирование условий повышения ответственности бизнеса перед обществом, выполнение им социальной функции, имманентной бизнесу Германии, Швеции, Норвегии, Франции и др. и государства за предсказуемость инвестиционно-предпринимательской среды для реализации хозяйственной деятельности бизнесом, обеспечение защищенности и поддержки на внешнем рынке, создание рамочно благоприятных условий и политического имиджа для внешнеэкономической деятельности российских компаний за рубежом. Уровень инвестиций в развитие сырьевого сектора обратно пропорционален уровню образовательного ценза в стране, а уровень вложений в человеческий капитал прямо пропорционален снижению уровня коррупции.
Создание правовых и экономических условий для образования российских корпораций, особенно в наукоемких сегментах, снижая долю их в добывающих отраслях (в общей структуре ВВП). При этом государство должно содействовать более активному использованию фактора интернационализации воспроизводственного цикла этих компаний, что способствует снижению транзакционных и общих издержек производства, а так же усиливает взаимозависимость и экономическую взаимовыгодность партнерских отношений в рамках стратегических международных союзов и альянсов.
принцип независимости Центрального Банка РФ и исполнение им функций, четко сформулированных в Законе о «Центральном банке»; развитие сети коммерческих банков и их филиалов, дочерних подразделений с целью максимальной доступности для граждан любого региона; обеспечение транспарентности проводимых коммерческими банками операций
содействие и регулирование развития фондового рынка страны последовательное развитие конкурентной среды в реальном секторе и секторе услуг, проведения политики формирования «рыночных правил игры» в хозяйственной жизнедеятельности , адекватной социально-ориентированной экономике рыночной экономике. сохранение действующих и развития новых институтов рыночной инфраструктуры.
Формирование международного консорциума или альянса по координации ценовой политики на международном уровне по минерально-сырьевой компоненте в целях обеспеченности предсказуемости развития российского экспорта и экономики в целом, повышения ее устойчивости. Усиление контроля за дебетом нефтедобывающих скважин, за инвестированием в геологоразведку. В модлернизацию и пр. – измененив систему налогообложения.
Разработать методику начисления экспортной пошлины или изъятия природной ренты, исходя из: - уровня прибыли нефтедобывающей компании, ограничив общемировой практикой в пределах 10%; - уровня издержек по каждому конкретному месторождению, с учетом природно – климатичсеких условий,. а так же социального фактора: обучения, дополнительного компенсирования надбавок, досрочного выхода на пенсию, специфики использования вахтового метода и пр.; - уровня расходования средств на геологоразведку, на модернизацию, реконструкцию, разработку нового оборудования, повышающего отдачу скважин.
Создание механизма субсидирования поставок минерального сырья на внутренний рынок Использование государственных бюджетных средств в виде госзаказа для организации открытых конкурсов ( используя зарубежный опыт с обязательным участием на основе франшизы, или судподряда российских малых и средних предприятий – в Германии, например, до 70% оговаривается их уровень участия в проекте) для строительства нефтеперерабатывающих предприятий на территории РФ, на производство инновационного, технологического оборудования для нефте-газодобычи, транспортировки, очистки и реализации до потребителей.
Содействовать предпринимательскому корпусу и использовать так же государственно-частную систему финансирования для экспорта производительного капитала России в части приобретения прав собственности на энергопроводящие сет, находящиеся за рубежом, строить и создавать совместно с зарубежными партнерами с переходом долевого права собственности на них и нефте / газоперерабатывающие мощности, в т.ч. странах - основных потребителях энергоресурсов и странах- производителях минерального сырья, формируя с последними постепенно совместные торговые площадки, с ценообразованием на них в рублях. И т.д.