Интеграционный процесс в СНГ
- Рубрика: Презентации / Презентации по Географии
- Просмотров: 211
Презентация "Интеграционный процесс в СНГ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП «четырех») с перспективой учреждения Организации региональной интеграции. Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества — торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, главными партнерами РФ в СНГ. Действительно, на эти государства и Россию приходится 94 % ВВП и 88 % общего товарооборота Содружества. Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес.
Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ — предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников. Члены ОДКБ: Республика Армения Республика Белоруссия Республика Казахстан Киргизская Республика Российская Федерация Республика Таджикистан Республика Узбекистан
ГУУАМ — организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась при активной поддержке «внешних сил», в частности, США. Ее участники — Грузия, Украина, Узбекистан(вышел в 2005), Азербайджан и Молдова — заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Практикуются согласованные выступления представителей стран ГУУАМ в ООН и ОБСЕ. ГУАМ — военно-политический блок, созданный в октябре 1997 республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.
Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) образовано 28 февраля 2002 года Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная Цель — создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. 18 октября 2004 года в Душанбе на саммите ЦАС Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к этой организации. На саммите была подтверждена безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. 6 октября 2005 в Петербурге на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС.
Выполнена студентом 4 курса, 43 группы Специальности Мировая экономика Шебанковым Александром Презентация
Современный мир — мир конкуренции. Лучшей иллюстрацией этого служит развитие событий за несколько лет XXI века. Страны с высокоразвитой экономикой оттесняют менее развитых конкурентов с тех перспективных мировых рынков, где это оказывается им по силам. Но конкурируют не только экономики — идет соревнование между проектами будущего мирового устройства, между различными точками зрения на пути развития, между формами организации международной жизни и принципами отношений между странами.
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели, весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия и Южная Осетия. Возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий.
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще лидеры России Президент Б.Н.Ельцин и Госсекретарь Г.Э.Бурбулис, Украины — Президент Л.М.Кравчук и Премьер В.Фокин и Белоруссии -- Председатель Верховного совета БССР С.И.Шушкевич и Председатель Совмина В.Кебич объявили о прекращении деятельности СССР «как субъекта международного права и геополитической реальности». Было заявлено об образовании Содружества Независимых Государств, открытого для присоединения бывших членов Союза и иных государств.
11 декабря заявили о присоединении к СНГ Киргизия и Армения. 13 декабря по инициативе Назарбаева произошла встреча глав Казахстана и 4 республик Средней Азии в Ашхабаде. Они также выразили согласие войти в СНГ, но при условии абсолютного равенства с сторонами, подписавшими Беловежские соглашения. Признанием заслуги Назарбаева было решение собраться всем в столице Казахстана Алма-Ате. Там 21 декабря 1991 г. главы 9 республик: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины подписали Декларацию об образовании Содружества Суверенных Государств. Вновь был подтвержден вывод Беловежских соглашений: «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Позднее к ним присоединились Азербайджан, Грузия и Молдавия — всего в СНГ вошло 12 республик из прежних 15. За бортом остались только республики Прибалтики.
– осуществление сотрудничества между государствами-членами в политической, экономической, правовой, культурной, экологической, гуманитарной и других областях, сотрудничества в деле обеспечения международного мира и безопасности, а также достижения разоружения; – создание общего экономического пространства, обеспечение межгосударственной кооперации и интеграции в интересах всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов; – взаимопомощь в целях создания мирных условий жизни народов, обеспечение коллективной безопасности; – мирное разрешение споров и конфликтов между странами-участниками; – содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении по территории стран, входящих в Содружество.
Отношения между государствами-членами СНГ основаны на принципах уважения суверенитета, самоопределения и территориальной целостности стран и невмешательства в их внешнюю политику и внутренние дела, нерушимости существующих границ, неприменения силы и разрешения споров мирными средствами, а также верховенства международного права. Общая территория государств, входящих в состав СНГ (без учета территории Туркменистана) – 21,6 млн. кв. км., население – св. 275 млн. чел. (2006). Штаб-квартира Содружества находится в г.Минск (Беларусь). В странах СНГ сосредоточено ок. 10% мирового промышленного потенциала и почти 25% разведанных мировых запасов природных ресурсов. Рабочим языком СНГ является русский язык. Содружество имеет собственную официальную символику и флаг.
В августе 2005 Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получила статус ассоциированного члена-наблюдателя 12 августа 2008 года, после начала вооруженного конфликта в Южной Осетии президент Грузии Михаил Саакашвили заявил о выходе Грузии из СНГ В 2008 году Афганистан заявил о своем желании вступить в СНГ
Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.
Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. 8 декабря 1999 г. они подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. В Союзе предполагаются к учреждению единые Конституция и законодательство, президент, парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта(предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль), армия, паспорт и т. п. В настоящее время символы Союзного государства - флаг, герб и гимн не утверждены. Президент и единый Парламент Союза, возможно, будут избираться всеобщим голосованием.
10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан Узбекистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон. В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана. Страны-участники: Республика Беларусь (200 1) Республика Казахстан (2001) Республика Киргизия (2001) Российская Федерация (2001) Республика Таджикистан (2001) Республика Узбекистан (2006) Страны-наблюдатели: Армения (2003) Молдавия (2002) Украина (2002)
В основу дальнейшего развития интеграционных процессов стран СНГ должны быть положены следующие принципы: - полное равноправие стран-участниц СНГ; - обеспечение гарантированного функционирования суверенитета, политической независимости и национальной самобытности каждого государства; добровольность участия в интеграционных процессах; - опора на собственный потенциал и внутренние национальные ресурсы; - взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в экономике, которая включает свободу передвижения рабочей силы и капитала, объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических и научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран; - поэтапность, разноуровневый и разноскоростной характер интеграции, недопустимость ее искусственного формирования; - наличие эффективных механизмов решения спорных вопросов, противоречий. Необходимость первого тезиса не вызывает сомнений - только при условии равноправия, открытости и доверия возможно эффективная интеграция. Как и требование сохранения суверенитета, взаимовыгодности, ориентация на собственные силы логичны и взаимообусловлены. Подлинная интеграция возможна лишь на основе добровольности, по мере созревания объективных условий.
В СНГ складывается ситуация: попытка сохранить единое экономическое пространство без единого государства либо надгосударственных структур, в условиях системной ломки, оказалось безрезультатной. Распад СССР и трансформационная рецессия вызвали мощные дезинтеграционные тенденции. В этих условиях реализация соглашений, во многом скопированных с основополагающих документов Евросоюза, была и остается невозможной. Использование опыта ЕС должно означать не заимствование, а изучение основных закономерностей интеграционного процесса, форм организации взаимодействия, с тем, чтобы выработать адекватную стратегию развития, учитывающую особенности современного состояния стран СНГ.
К факторам, препятствующим интеграции постсоветских республик, прежде всего, относятся разновекторность и различная степень продвинутости экономических и политических преобразований в странах Содружества. День за днем в ходе реформ государства СНГ теряют сходные черты политико-правовых структур и экономической политики, параллельно накапливая все новые различия. Увеличивается внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья за счет уменьшения объемов экспорта и импорта во взаимной торговле государств-членов Содружества. При этом СНГ превращается в ресурсный сегмент мирового рынка, в условиях которого обострится конкуренция между новыми независимыми государствами, как экспортерами сырья. Эти качественные характеристики экономики постсоветских государств также не способствуют углублению взаимодействия. К дезинтегрирующим факторам политического характера относят, прежде всего, авторитарные мотивы в поведении руководителей государств, недостаточно активную деятельность в направлении сплочения Содружества и повышения эффективности его институтов, расхождения в подходе к вопросам сотрудничества.