Архитектура Москвы в XIV-XVII веках
- Рубрика: Презентации / Презентации по Географии
- Просмотров: 296
Презентация "Архитектура Москвы в XIV-XVII веках" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ В XIV-XVII ВЕКАХ Русь в 14 веке Западные земли были захвачены Литвой. Огромное значение в тот период играли монастыри, ставшие не только оборонительными, но и хозяйственными центрами. Вокруг монастырей и новых городов шло объединение земель и ряд центров стал бороться за первенство. Острейшая борьба в н. 14 века развернулась между Москвой и Тверью. В 1273 г. сын Невского - Даниил стал первым самостоятельным князем Москвы. При нем к Москве были присоединены Коломна и Переяславль.
А.Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите. Москва впервые упоминается в летописи 1147 года. Древний Кремль Юрия долгорукого занимал меньше половины нынешнего Кремля. При Иване калите (1304-1340) старые деревянные стены Кремля были заменены дубовыми…
А.Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском. … а его внук Дмитрий Донской (1350-1389) возвёл на месте деревянного белокаменный Кремль.
К концу XV века Русь освободилась от ига Золотой орды. Московское княжество объединило многие русские земли. Москва стала его столицей. Ивану III (1440-1505) нужна была новая резиденция. Ею стал Московский Кремль. Свято-Троицкая Сергиева лавра под Москвой.
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ «Как смотрит миллиардом глаз на солнце вся земля Так думы лучшие людей теснятся у Кремля». По приглашению Ивана III в Москву съехались мастера из Пскова, Твери , Ростова, но руководили работами итальянцы – «фрязины». Строительство началось в 1485г. Белые стены обложили красным кирпичом, На стены добавили зубцы и кровлю, В составе Кремля стало 18 башен в несколько этажей, угловые – круглые (3), проездные (их 6) со стрельницами (сохранилась только одна – Кутафья). Кремль окружал ров (35 м ширина, 12 глубина) - уже в следующем веке утратил своё оборонное значение
Успенский собор Собор строился почти пять лет (1475-1479). Руководил его возведением итальянский архитектор и инженер Аристотель Фиораванти. В качестве образца при строительстве был взят Успенский собор в городе Владимире.
Благовещенский собор Собор был построен неизвестными псковскими мастерами в 1484-1489 гг. на месте одноименного собора второй половины 14 в. Свое окончательное завершение собор получил в 1560-1570 гг. при Иване Грозном. Храм служил в качестве домовой церкви великих князей.
Архангельский собор Руководил его постройкой (1505-1508) итальянский архитектор Алевиз Фрязин Новый, выходец из Венеции. В соборе хоронили правителей московского государства, царей, их сыновей. Всего в соборе 55 надгробий. Какая деталь собора говорит об авторстве итальянских зодчих?
Колокольня Ивана Великого и Церковь Вознесения Была построена в 1505-1508гг. Первоначально она служила своеобразным дозорным и сигнальным пунктом, откуда оповещали о возможных вражеских нашествиях или о пожарах.
Грановитая Палата Была построена итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьером Антонио Солари в 1487-1491 гг. Дата: 1487-1491 Место: Москва, Кремль Архитектор: Марко Фрязин, Солари Пьетро Антонио Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция: парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами Композиция: с запада примыкают сени, с юга - Красное крыльцо (к. XVII, сер. XIX, к. XX вв.); палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами
Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция:парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами. Палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами. Особенность - ризалит (грани каменной кладки) на фасаде Дата: 1487-1491 Место: Москва, Кремль Архитектор: Марко Фрязин, Солари Пьетро Антонио Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция: парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами Композиция: с запада примыкают сени, с юга - Красное крыльцо (к. XVII, сер. XIX, к. XX вв.); палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами Дата: 1487-1491 Место: Москва, Кремль Архитектор: Марко Фрязин, Солари Пьетро Антонио Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция: парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами Композиция: с запада примыкают сени, с юга - Красное крыльцо (к. XVII, сер. XIX, к. XX вв.); палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами Дата: 1487-1491 Место: Москва, Кремль Архитектор: Марко Фрязин, Солари Пьетро Антонио Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция: парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами Композиция: с запада примыкают сени, с юга - Красное крыльцо (к. XVII, сер. XIX, к. XX вв.); палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами Дата: 1487-1491 Место: Москва, Кремль Архитектор: Марко Фрязин, Солари Пьетро Антонио Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция: парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами Композиция: с запада примыкают сени, с юга - Красное крыльцо (к. XVII, сер. XIX, к. XX вв.); палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами Дата: 1487-1491 Место: Москва, Кремль Архитектор: Марко Фрязин, Солари Пьетро Антонио Заказчик: вел. кн. Иван III Материал: кирпич, белокаменная облицовка Функция: парадный зал княжеского дворца Описание: одностолпная палата, квадратная в плане, перекрытая четырьмя крестовыми сводами Композиция: с запада примыкают сени, с юга - Красное крыльцо (к. XVII, сер. XIX, к. XX вв.); палата входила в ансамбль великокняжеского дворца, соединяясь с ним открытыми переходами
Покровский Собор или Храм Василия Блаженного (1555-1561) Архитектор: Барма Постник Заказчик:Иван Грозный Материал: кирпич, белый камень, поливная керамика Семантика: обетный храм в честь взятия Казани Тип: ансамбль шатровой (и восьми столпообразных церквей; центральный объем - шатровый храм.
В этом веке, особенно в его второй половине: рушатся иконографические каноны; 2) достигает апогея любовь к декоративной проработке деталей в архитектуре; 3) происходит сближение культового и гражданского строительства, которое приобретает невиданный размах; 4) идет процесс «обмирщения» искусства, то есть освобождения от церковного влияния. В XVI веке Москва приобретает ведущее значение не только во всей русской культуре (в архитектуре, иконописи, в декоративно-прикладном искусстве). Ведущее положение Москва сохраняет за собой до начала XVIII века, когда столица переносится в Петербург. В мастерских Московского Кремля в XVI-XVII вв. работали лучшие мастера, приглашенные со всех концов России и из-за границы. НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XVI ВЕКА
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО МОСКВЫ Шатёр – это покрытие здания в виде высокой пирамиды, имеющей 4 или 8 граней. Шатровое покрытие было распространено в XVI - XVII веков. Шатровые здания строили из дерева и камня, воссоздавая старинные русские традиции деревянного зодчества. Высшим достижением был дворец в Коломенском (1667-1669). Церковь Вознесения в селе Коломенское (1532) – первый шатровый храм на Руси, построена в честь рождения будущего Ивана Грозного.
АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО «НАРЫШКИНСКОГО» БАРОККО В 17 веке церкви строят по заказу богатых горожан и меняется их архитектурный стиль. Его отличия: сложные архитектурные детали – карнизы, наличники; красные стены, белый декор; нарядность и декоративность, обилие витиеватых резных украшений. Этот стиль получил название «московского барокко» Шедевры московского барокко – Новодевичий монастырь, Церковь Покрова в Филях
ЖИВОПИСЬ В XVII ВЕКЕ В 17 веке художники стали проявлять интерес к реальному миру. В живописи всё чаще стали появляться бытовые сюжеты, реальные персонажи. В фресковых росписях церквей преобладает ковровый стиль – росписи покрывают все стены и содержат много бытоописательных сюжетов, они ярки и краскочны. В отличие от древних икон в иконах 17 века уже нет глубоких раздумий о бытие, но чаще встречаются портретные черты. Церковь Троицы в Никитниках.(1634) В этой церкви над росписями работала артель художника Симона Ушакова
Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686) Царский изограф, живописец и график. За труды, создание живописной школы был удостоен дворянского звания. Создал новый стиль в живописи «на фряжский манер», то есть: Трёхмерное, объёмное изображение, реализм, создал жанр политической иконы «насаждение древа Государства Российского», где Кремль – символ райского сада С. Ушаков – основатель русского портрета – «парсуны».