Химические задачи как средство гуманизации обучения учащихся на уроках химии
- Рубрика: Презентации / Презентации по Химии
- Просмотров: 315
Презентация "Химические задачи как средство гуманизации обучения учащихся на уроках химии" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Качественно изменяется характер психической деятельности личности ребенка. Активизируются мыслительные процессы учащихся: память, внимание, воображение. Возрастает мотивация к познанию и творчеству в процессе изучения предметного материала. Продолжают формирование учебно-познавательные компетентности учащихся в условиях активизации внимания и эмоционального подъема.
Загадки помогут «оживить» такие части урока, как опрос и закрепление изученного, могут быть использованы в играх и групповой работе, а так же как проблемные задания, требующие прочного знания фактического материала.
Кислоты изменяют цвет Многих окрашенных веществ. Об этом знаем я и он Мы добавляем в чай лимон. Он растет на нашей грядке И содержит кислоту. Я люблю пирог с ним сладкий, Хоть и щиплет он во рту.
Металла связь с гидроксогруппой Рождает новое соединение. Ты это вещество с водой не путай, А индикатором подействуй, для сравнения. Щёлочь, кислота и соль – Испытать среду изволь. Пробуй, но не на язык – Как на кухне ты привык. Индикатор подбери, По окраске посмотри. Результат нейтрализации всегда – Это соль, вода, нейтральная среда.
Они имеют кислый вкус Нельзя их пробовать на вкус, Но если это вдруг случится – Даже лимонной можно отравиться. Это бесцветное кристаллическое вещество Прочно в нашу жизнь вошло. Супчик надо посолить – Беру натрия хлорид.
Вкус молочной кислоты Знаю я и знаешь ты. Ряженка, кефир, сметана Её лучшая реклама. Муравьишка не велик, Но сдаваться не привык. Обращает врагов в бегство Его испытанное средство (муравьиная кислота - это органическая кислота).
Работа с загадками, на мой взгляд, помогает развивать у школьников наблюдательность, сообразительность и находчивость. Для того, чтобы отгадать загадку ученик должен хорошо знать материал учебника, программы, читать дополнительную литературу. Предлагаю в проекте материал, который можно использовать на уроках и во внеклассной работе
«Озон» Гроза отшумела, дышится легко, Прозрачен воздух, напоенный свежестью, И после страшной бури – удивительно светло, Спокойно, радостно, и наполняет нежностью. А чувство это – результат реакции химической: Кислород----------молнии разряд-------озон – процесс эндотермический. Способствует жизни двуликий озон. Убийца живого – необходим для жизни он. (8 класс, «Аллотропные видоизменения кислорода»).
Гамбургский купец – Бранд Хеннинг В надежде избежать в финансах – разоренья, Стал счастие пытать в алхимии, Чтоб сохранить свои владения. Решил найти он «философский камень», Что в золото – металлы обращает. Для этого – «мочу – в огонь и пламень!», Потом с углем, песком, осадок тот мешает. Без воздуха, в запаянной реторте, Настойчиво и долго нагревает… О, бог и дьявол, меж собой не спорьте: Вот оно чудо! Светится, сияет! Так белый фосфор был открыт случайно. Принес успех тот опыт и вознагражденье. Хранил купец-алхимик свято эту тайну. Дороже золота он продавал изобретенье.(8-9 класс. «Азот и фосфор».)
Я часто использую стихотворения, предлагаемые в методических пособиях, но и большое их количество пишу сама. В данном проекте так же представлены мои стихи.
Профессор ботаники, врач Резерфорд – (судьба с ним сыграла интересную штуку). Открыл газ «удушливый» в воздухе И с тех пор – Ученым-химиком вошел в мировую науку. Назвал азотом этот газ француз Лавуазье, «Безжизненным» - признал он элемента, Который уступает кислороду, углероду, водороду, лишь, - в белке, Является основой каждого фермента. (8 класс, тема «Получение азота»).
На уроках использую занимательные факты из жизни ученых-химиков, легенды и предания об открытиях некоторых веществ и элементов, загадки о химических веществах, их свойствах и явлениях, о химических терминах и формулах. Я много лет собираю занимательные факты из разных источников, некоторые из них рифмую, облекая в стихотворную форму, так как практика показывает, что это позволяет активизировать внимание учащихся на уроке.
Желание каждого учителя – привить интерес и любовь к предмету. Как бы не проводился урок химии, поток информации очень велик, термины, определения, формулы – все это создает перегрузку, а значит, ухудшается усвоение материала. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшую работу помогает художественное, литературное оформление урока химии.
Для учителя очень важно вызвать яркий эмоциональный отклик в душе ученика. Так как это побуждает учиться с интересом, вовлекает в активную работу, включает в процесс познания.
Ю.К.Бабанский отмечал: «Наличие интереса положительно влияет на весь характер психической деятельности личности, поднимает ее на более высокую, качественно новую ступень. Когда активизируются мыслительные процессы: память, внимание, воображение – открываются благоприятные возможности для более глубокого овладения знаниями. Чтобы познавательная задача не только требовала размышления учащихся, но и глубоко заинтересовала их, учителя используют некоторые, так называемые универсальные эффекты возбуждения интереса к теме, в том числе занимательности, удивления».
Разработана система занятий по теме «Водород», «Кисород», «Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева», изучаемые в 8 классе. Учебно-методический комплект: Н.Н.Гара. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман 8-9 классы. Москва: «Просвещение». 2011г. Г.Е.Рудзитис,Ф.Г.Фельдман Неорганическая химия. Учебник для 8класса общеобразовательных учреждений. Москва: «Просвещение», 2010г.
В данном проекте я обращаюсь лишь к одному возможному направлению гуманизации содержания обучения химии: использованию в учебно-воспитательном процессе преподавания знаний о материалах и веществах, процессах и явлениях в стихотворной форме, как элементе занимательности, приема, повышающего интерес к изучаемому предмету и обеспечивающему активное восприятие учебного материала.
Химическую науку достаточно часто рассматривают как источник зла, причиняемого природе, как виновницу экологических катастроф. Злободневность и серьезность экологических проблем не вызывает сомнений. В то же время представляется полезным показать в школьном курсе химии роль науки в становлении и развитии материальной культуры
. Ведь именно благодаря накоплению и совершенствованию знаний о свойствах веществ и приемах их обработки человеку еще в древности удалось создать керамику, стекло, сплавы и другие материалы, из которых делали не только бытовые предметы и орудия труда, но и другие великолепные вещи, украшавшие жизнь человека.
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений Развивающемуся обществу нужны люди: предприимчивые, способные к самостоятельному принятию решения, способные к сотрудничеству
задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться
В условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования…Это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование универсальных ЗУН, опыта самостоятельной деятельности…, то есть современных ключевых компетентностей. (Концепция модернизации Российского образования). .
Химические задачи как средство гуманизации обучения учащихся на уроках химии. Составитель: Савченко А.Н., учитель химии и биологии Березняковской СОШ .
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Основные принципы образовательной политики России определены в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года и получили своё закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». .