Элективные курсы
- Рубрика: Презентации / Презентации по Информатике
- Просмотров: 262
Презентация "Элективные курсы" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ О некоторых вопросах Лысаковская Е.Г, учитель информатики МОУ «СОШ «Гармония»
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный для посещения курс по выбору учащегося.
Нормативно-правовая база по элективным курсам Профильное обучение Федеральный базисный учебный план от 2004 года; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение; Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение»; Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.
Нормативно-правовая база по элективным курсам Элективные курсы Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования); Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ); Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).
типы учебных предметов ,что предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, гибкую систему обучения. базовые общеобразовательные, профильные элективные
предпрофильная подготовка В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета «Технология». Основная функция – профориентационная. В профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.
предпрофильная подготовка Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям: у ученика должен быть выбор (1 из 1– это не выбор); наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год; содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно: - знакомить учащихся с деятельностью в рамках того или иного профиля и профессии, - включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).
предпрофильная подготовка Курсы по выбору можно разделить на 2 вида: предметно-ориентированные (пробные) Существующий аналог таких курсов – факультатив. Эти курсы, как правило, являются долгосрочными . Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету. Основная задача – реализовать интерес к предмету. Основное содержание – систематизация и углубление знаний по предмету. 2) межпредметные (ориентационные) курсы. Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия. Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год). Основная цель – подготовка к выбору профиля. Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов. Содержание такого курса должно выходить за рамки одного предмета и решать проблемы, требующие синтеза знаний по ряду предметов.
В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы : программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, части учебных пособий классов с углубленным изучением предметов, учебные пособия по факультативным учебные пособия по специальным курсам, учебные пособия по для кружковой работы, научно-популярная литература, справочные издания. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
Модифицированные программы - программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие. Авторские программы – это программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету. Авторские программы
типы элективных курсов: Как бы "надстройка" профильных курсов (предметные) /пример, «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»/; Обеспечивающие межпредметные связи (межпредметные) /примеры: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля , "История искусств" для гуманитарного профиля, «Технология создания сайтов» - универсальный/; (Ориентационные) направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников за рамками выбранного ими профиля /пример, технологический профиль - «Зарубежная литература XX века»/, или ориентированы на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда /примеры «Компьютерная графика», "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя" и т.д. /
Следует различать два понятия: профильное обучение информатике общеобразовательный курс информатики профильного уровня. Различие профильного обучения информатике в физико-математических и в информационно-технологических классах осуществляется, в основном, через выбор элективных курсов и практические части общего курса. Общеобразовательный курс профильного уровня – это единый государственный стандарт. Его требования должны быть обеспечены в любом варианте.
Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.
Сравнительная таблица элективных и факультативных курсов: Факультативные курсы Элективные курсы Сходство Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение Выбираются учащимися на основе собственных интересов Отсутствие стандартов и ЕГЭ Различия Выбираются лишь частью учащихся Выбираются каждым учеником Занятия вынесены за сетку часов в расписании занятий (7–8-е уроки) Указаны в расписании, как и остальные уроки Необязательны для посещения Обязательны для посещения Длительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный год Длительность от 6–8 до 72 ч, могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие Может быть предложен один курс по одному предмету Должно быть предложено избыточное по отношению к возможному выбору количество курсов по каждому предмету
оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса: Например: «Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса», «Успешно освоил курс», «Прослушал курс», «Посещал занятия курса».
Некоторые вопросы внедрения элективных курсов: организационные Сколько человек могут посещать элективный курс? Что делать в том случае, если посещать электив захочет большое количество учащихся? Где взять достаточное количество учителей для проведения элективов? Из какого расчета производится оплата за элективы? За количество учащихся, посещающих электив? За число проведенных часов? Каких регламентирующих нормативных документов придерживаться? методические Как самостоятельно разработать элективный курс? Где взять материалы - электронные и печатные, методические и программные Каким образом осуществляется контроль за деятельностью обучаемых на элективных курсах? Как оценить готовность школьников к участию в элективе? Что делать с учениками, не имеющими соответствующей базы для изучения электива, но имеющих желание посещать его? Способны ли элективные курсы снять проблему профессиональной ориентации? кадровые
ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ (сборник «Элективные курсы в профильном образовании») Н.Д. Угринович «Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц» А.В. Хуторской, А.П. Орешко «Технология создания сайтов» Л.А. Залогова «Компьютерная графика» М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова «Учимся проектировать на компьютере» Н.А. Коряковцева «Технология работы с сетевыми и библиотечными ресурсами» А.В. Копыльцов «Компьютерное моделирование: сферы и границы применения» И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер «Информационные системы и модели» И.Б. Горбунова, Г.Г. Белов, А.В. Горельченко «Музыкальный компьютер (Новый инструмент музыканта)» Примеры
Тематика для авторских элективных курсов Web-дизайн Компьютерное делопроизводство Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера Как подготовить и защитить реферат Основы алгоритмизации и программирования Начала программирования (JavaScript) Основы сайтостроения Введение в мир информационных технологий Технология создания Web-сайтов Векторный редактор Gif-анимации Трехмерный редактор Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic Информатика. Начало программирования на Pascal Музыка и музыкальные редакторы Информационные технологии в делопроизводстве «Информационные системы и базы данных» Примеры
Типичные недостатки при создании и выборе программ элективных курсов: Отсутствие или непонимание учителями разницы между факультативами и элективными курсами. Дублирование основного, обязательного содержания предметных программ. Низкий уровень научности программ. Превалируют академические формы преподавания, традиционные уроки. Учителя забывают о возможной роли самостоятельной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса. Несоответствие материала возрастным возможностям.
Приложения: Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования: (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ). для ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО профиля. для СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО профиля. для ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО профиля. для ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО профиля. для универсального обучения (непрофильное обучение). Статья «О некоторых проблемах внедрения элективных курсов» А. А.ЗУБРИЛИНА. Статья «Особенности элективных курсов по информатике» А.А.Кузнецова