Марийские народные сказки
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 435
Презентация "Марийские народные сказки" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество. устное из уст в уста народное автор - народ творчество создано в результате труда
Игра «Собери пословицу». Чужая душа – С кем поведёшься, Сколько волка не корми, Близок локоть, Два сапога - Посади свинью за стол, Куда иголка, с того и наберёшься потёмки. всё в лес смотрит да не укусишь пара она и ноги на стол туда и ушко
Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку. Поговорки Где тонко, там и рвётся.
Загадки Это иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Загадка- это умный вопрос.
Загадки О явлениях природы О растениях и животных О школьных принадлежностях Об овощах и фруктах Об орудиях труда О предметах быта
Загадки Домашние животные 1 с о б а к а 2 о в ц а 3 б а р а н 4 к о ш к а 5 с в и н ь я 6 л о ш а д ь
Песни Считалки Считалка - ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх. Игры
Жил в одном селе старик — мастер на все руки. Однажды пожаловалась ему старуха: — Бедно мы живем с тобой, старик! Нет у нас никакой скотины. — Плохо без скотины, — согласился старик. Велел он старухе приготовить кудели, а сам пошел в лес. Принес старик из лесу смолы, старуха начесала кудели, и смастерил старик бычка. Спина у бычка смоляная, вместо глаз — плошки, ноги — четыре толкушки, а хвост — из кудели. Смастерил старик бычка и пустил на луг траву щипать. Пасется бычок на лугу возле леса и поет: Я бычок — смоляной бочок, Глаза у меня — плошки, Ноги — толкушки, Хвост — из кудели!
Вышел из лесу медведь и говорит: — Ах, бычок, хорошую ты поешь песню! — Садись-ка мне на спину — еще лучше спою,— отвечает смоляной бычок. Взобрался медведь ему на спину — и прилип! Смоляной бычок с медведем на спине прибежал домой к старику и старухе: — Эй, дедушка! Эй, бабушка! Отпирайте ворота, открывайте двери! Отпер старик ворота, открыла старуха двери — вбежал смоляной бычок в избу и сбросил медведя в подполье, а старик запер подполье на засов. На другое утро опять пасется смоляной бычок на лугу возле леса и поет свою песню: Я бычок — смоляной бочок, Глаза у меня — плошки, Ноги — толкушки, А хвост — из кудели!
Вышел из лесу волк и говорит: — Ах, бычок, какую хорошую песню ты поешь! А бычок ему на это: — Садись ко мне на спину — еще лучше спою! Залез волк к нему на спину — и прилип! Смоляной бычок с волком на спине прямой дорогой побежал домой к старику и старухе: — Эй, дедушка! Эй, бабушка! Отпирайте ворота, открывайте двери! Распахнул старик ворота, открыла старуха двери, вбежал бычок в избу и сбросил волка в подполье к медведю, а старик запер подполье на засов. На третий день снова пасется смоляной бычок на лугу возле леса и поет: Я бычок — смоляной бочок, Глаза у меня — плошки, Ноги — толкушки, А хвост — из кудели!
Выбежала из леса рыжая лиса — и к бычку: — Ах, какую хорошую песенку ты поешь! — говорит лиса. — Прыгай ко мне на спину, еще лучше спою, — отвечает смоляной бычок. Вспрыгнула лиса ему на спину и завязла в черной смоле, а бычок со всех ног пустился домой, к старику и старухе. Подбежал к дому и кричит: — Эй, дедушка! Эй, бабушка! Отпирайте ворота, открывайте двери! Вбежал бычок в избу и сбросил лису в подполье к волку и медведю.
Бычок в хлеву сено жует, а старик в избе большой нож точит. Медведь из подполья спрашивает: — Дедушка, что ты делаешь? — Нож точу, тебя резать хочу! — Ой, не режь меня! — взмолился медведь. — Я пригоню тебе пару коней. Выпустил старик медведя. Медведь сбегал на дальние луга и пригнал старику пару коней, а сам в лес ушел.
Остались в подполье волк и лиса. Смоляной бычок в хлеву сено жует, а старик в избе большой нож точит. Волк из подполья спрашивает: — Дедушка, что ты делаешь? Старик отвечает: — Нож точу, тебя резать хочу! — Дедушка, — взмолился волк, — не режь меня, я тебе корову пригоню! Отпустил старик волка. Сбегал волк к стаду, отбил корову и пригнал ее старику. Поставил старик корову в хлев, выпустил волка за ворота и вернулся в избу.
Сидит старик в избе, нож точит, а лиса из подполья спрашивает: — Дедушка, что ты делаешь? — Нож точу, с тебя шкуру снять хочу! — Ах, дедушка, отпусти меня, — просит лиса. — Я твоей старухе праздничный наряд добуду! Выпустил старик лису, а лиса побежала прямо на свадьбу в соседнее село. Увидали ее люди, закричали: — Глядите-ка, лиса пришла! Лиса пришла! Спляши, лисичка! А лиса говорит: — Сплясала бы, да одета я не по-праздничному. Принесли лисе нарядный зеленый кафтан. Надела лиса кафтан, а плясать не стала. — Сплясала бы я, да нет у меня серебряного ожерелья и красной шапочки, — отговаривается. Дали ей серебряное ожерелье, дали красную шапочку. Надела лиса ожерелье и шапочку и пошла плясать.
Пляшет лиса и веселую песенку напевает. Прошла круг, а потом остановилась и говорит: — Тесно мне в избе! Раскройте дверь — буду во дворе плясать! Открыли люди дверь, вышла лиса во двор. Пляшет, пляшет лиса, а сама на раскрытые ворота поглядывает. Улучила удобную минутку и как была — в кафтане, ожерелье и шапочке — юркнула в ворота. Прибежала лиса к старикову дому, отдала старухе праздничный кафтан, серебряное ожерелье и красную шапочку. — Носи, старуха, праздничный наряд, — сказала лиса и убежала в лес. Зажили с тех пор старик и старуха без горя и забот, а смоляного бычка держали в холе и почете.
Это было так давно, что даже самые старые люди не помнят когда: или триста лет назад, или пятьсот, или, может быть, целую тысячу. На берегах спокойной и могучей лесной реки Ветлуги жили марийцы. Они сеяли хлеб, ловили рыбу, ходили на охоту. И жить бы им счастливо и радостно, но появился в прибрежных болотах злой Турни. Он налетал на посевы и сбивал колосья, глушил и пожирал рыбу в речных омутах, а в лесу порывами сырого ветра относил стрелы охотников от цели. Но одна беда была страшнее всех других: в ночь, когда нарождается новая луна, Турни налетал на илемы (хуторы;) и уносил в свое болотное царство девушек. И никто не мог помешать ему. Злодея нельзя было увидеть, настигнуть. Никто не мог угадать, какое из множества селений он выберет для очередной жертвы.
Как всегда весной, у излучины реки собрались люди со всей округи, чтобы отпраздновать день сохи. Среди них был молодой охотник Юанай. Славился он своей смелостью и удачей. Один на один выходил на медведя и поднимал его на рогатину. Юанай никогда не портил стрелой шкурку убитой им белки — он бил зверька точно в глаз. Но не только этим был славен Юанай. Не было на ветлужских берегах парня красивее и статнее его. Если Юанай брал в руки волынку и начинал играть, смолкали в лесу птицы; если он клал на колени гусли и начинал перебирать струны, пускались в пляс даже древние старики. На этом празднике Юанай впервые увидел синеглазую красавицу Юкчи. Она, словно белая лебедь, плыла по кругу.
Юанай передал гусли соседу и подошел к Юкчи. Он взял ее за руку и увел на солнечную поляну. Там он сказал ей заветное слово, которое никогда не говорил ни одной девушке. — Завтра я уйду на охоту, — прошептал Юанай любимой. — Ровно через две недели вернусь, и мы поженимся. Я буду охотиться день и ночь, и мы справим богатую свадьбу. — Не оставляй меня, — взмолилась Юкчи. — Возьми с собой на охоту. Я умею снимать шкурки и буду тебе помогать. — Не женское это дело — ходить на охоту. Готовься к свадьбе. — Я боюсь, что злой Турни унесет меня. — Не посмеет. Я найду злодея в любом болоте, придавлю рогатиной к земле и отрублю ему голову! Грустная, со слезами на глазах, проводила Юкчи милого до опушки леса.
Юанаю, как никогда, везло на охоте. День шел за днем, и он завалил лесной шалаш шкурками лисиц, белок и горностаев. А Юкчи готовилась к свадьбе: вышивала фартуки и полотенца, варила мед и пиво. До свадьбы оставался один день. Рано утром Юкчи пошла за родниковой водой. Солнце поднималось над лесом. Оно золотило листья деревьев, наполняло теплом и радостью всю землю. Юкчи шла по узкой лесной тропинке с коромыслом на плечах. Казалось, она вся светится от счастья. Сегодня она увидит Юаная. Вот и хрустальный родник. Далеко идти к нему, зато вода в нем чистая, прозрачная. Юкчи поставила ведра, склонилась к воде, залюбовалась своим отражением. Вдруг черная туча закрыла солнце, на землю упал мрак, и свистящий ветер закружился около родника. Кто-то схватил Юкчи, поднял в вышину и понес над лесом...
С богатой добычей вернулся Юанай в дом отца невесты. Старик был в тревоге: уж больше часа, как ушла дочь к роднику, а ее все нет. Юанай бросился по лесной тропинке... У источника сиротливо стояли два пустых ведра, в стороне лежало брошенное коромысло. — Берегись, Турни! — крикнул Юанай, но только дикий хохот раздался ему в ответ. Взяв нож и лук со стрелами, Юанай пошел в царство Турни. Шел он долго, но только успел ступить на первую зыбкую кочку болота, набежал вихрь, поднял смельчака над лесом и отбросил к лесному роднику... Юанай, захватив с собой собаку Белолапку, снова пошел к болоту. Пустил он Белолапку впереди себя, и, когда она прыгнула на болотную кочку, вихрь поднял ввысь только ее, а Юанай в это время сумел пробежать по трясине до острова, где обитал Турни. — Здесь ли ты, Юкчи?! — только и успел крикнуть Юанай. Снова раздался дикий хохот, и неведомая сила как пушинку подняла его над болотами и бросила снова к роднику.
Тогда Юанай вернулся к отцу Юкчи и рассказал ему все. — Нам ничего не сделать с Турни, сын мой, — сказал старик. — Но почему? — Потому что ты думаешь только о себе и о своем счастье. Почему ты ни с кем не посоветовался? Разве ты забыл, что от злодея Турни страдает много людей? Ты должен взять их силу, и тогда ты станешь непобедимым. — Скажи, отец, как взять эту силу? — Я помню старое предание. Оно гласит: победить злого Турни можно только волшебным мечом... — Где взять такой меч? — Его нужно выковать. Обойди всех родителей, у которых Турни похитил дочерей, возьми у них девичьи украшения. Тысячи матерей до сих пор оплакивают своих детей. Надо собрать все их слезы. Когда ты сделаешь это, я научу тебя, как изготовить меч.
Много было похищено девушек. Собрал Юанай сорок пудов разных украшений. Горе матерей было столь велико, что их слезами он наполнил огромную кадку. Все это Юанай принес к отцу Юкчи. Тогда они пошли к кузнецу, и тот велел им разделить украшения на две части. Стальные браслеты, железные пряжки поясов, медные серьги пошли на клинок меча, а все серебряные украшения — на рукоятку. Когда меч был выкован, кузнец охладил его, потом снова раскалил докрасна и опустил в кадку с материнскими слезами. И стал меч таким крепким, что разрубал любой другой меч, а на нем не оставалось даже зазубрины. Серебряная рукоятка меча стала так тяжела, что никакому вихрю не поднять человека, который держит этот меч. Весь ветлужский народ вышел провожать Юаная на битву.
Когда Турни узнал, что выкован волшебный меч, его злоба разгорелась еще больше и затуманила голову. В гневе поднялся он над болотом, страшным ураганом налетел на людей и разметал их. Только один Юанай устоял, держась за рукоятку меча. Сверкнув глазами, он взмахнул мечом — и стих ветер. Юанай увидел Турни: перед молодым патыром стоял трехглавый змей. Он бил огромным хвостом, и земля дрожала от этих ударов. Одна голова извергала огонь, другая — смрадную гнилую поду, третья — дым, который застилал все вокруг.
Еще раз взмахнул мечом Юанай — и слетела голова, извергающая дым. Турни взвыл и полыхнул в патыра длинной струей пламени. Загорелась одежда на Юанае, но он не отступил и отсек огнедышащую голову. Змею ничего не оставалось, как обдать смельчака смрадной водой. Горящая одежда потухла на Юанае, и он снова ударил своего врага... Задрожала, заколыхалась земля и поглотила обезглавленного Турни. В тот же миг зашевелились, забурлили стоячие воды гнилого болота и ринулись в Ветлугу. Болото высохло, по нему пролегло множество тропинок и на одной из них показалась красавица Юкчи, а следом за ней все девушки, плененные злым Турни
Юанай поднял свою любимую на руки и понес... Скоро настал светлый день свадьбы патыра Юаная и красавицы Юкчи.
В древние времена на ярмарке в нашем селе был такой случай... Народу, как и всегда, съехалось много. Привел на ярмарку один молодой парень барана продавать. Спрашивают у него покупатели: — Эй, жених, за сколько продаешь своего барана? — А я и сам не знаю. Отец велел мне его продать и привести обратно домой. Кругом, конечно, смеются, рады потехе. Собралась толпа. Совсем застыдили парня, да выручила его одна девушка.
— Продаешь барана? — спросила она у парня. — Да, продаю, только я его еще и домой должен привести. Отец мне так наказал. Девушка нисколько не удивилась, достала ножницы, остригла барана и отдала парню шерсть. Продал парень шерсть и вернулся домой с покупками и с бараном. Отец удивился и решил, что пришло время женить сына — вон как в плечах раздался. И к тому же смекалистый уже стал. И тут рассказал простоватый парень о неизвестной девушке. «Вот бы ему такую жену», — думает отец, а вслух спрашивает: — А где живет эта девушка? — Спросил я у нее, а она ответила загадками: «Живу там, где до сих пор зима стоит». Всю ночь продумал отец над словами девушки, а утром говорит сыну: — Бери сватов и поезжай искать двор, где стоят сани. Там и живет твоя невеста.
Долго ездили сваты с женихом по деревням, наконец увидели, в одном дворе сани. Постучались — и выходит на крыльцо та девушка. — Здравствуй, красавица! — говорят сваты. — А где ваши родители? — Мать ушла менять черное на белое, отец отправился сердце и печень из дерева вырезать, а брат со снохой косят золото. Сваты решили, что она над ними насмехается. Засобирались домой. Один из сватов попросил напиться. - А мы пьем воду, в которой утопленника поймали. Сейчас принесу, — сказала она и пошла в клеть.
Схватили сваты шапки в охапки, да и были таковы. Вернулись к отцу опечаленные. — Неужели вы не нашли мудрую девушку? — спросил их отец. — Найти-то мы ее нашли, да зачем мне такая невеста? — сказал сын. — Она только смеяться над людьми и умеет. — Ничего вы не поняли, — сказал отец, когда сваты поведали ему о разговоре с девушкой. — Она сказала, что мать ее полощет белье на реке, отец пошел вынимать мед из бортей, а брат со снохой жнут. Она хотела угостить вас медовухой, а вы за обиду приняли. Наутро сам отец отправился к мудрой девушке и уговорил ее выйти замуж за сына.
Жили они все дружно, но вот отец заболел и сказал сыну и невестке: — Дети мои, я зарыл в огороде клад. Откопать его можно осенью или весной. Похоронили отца. Сын и в дождь, и в осеннюю слякоть перерыл весь огород, но клада не нашел. Тогда жена советует ему: — Давай поищем в саду. Перерыли землю около всех яблонь. И все напрасно — нет клада. Весною еще раз перекопали... — Неужели отец обманул нас? — огорчился сын. — Нет, твой отец правду сказал, — говорит жена. — Видишь, как сильно цветут наши яблони, как зеленеют грядки. Хороший урожай будет. Трудолюбие — лучший клад. Это хорошо знал твой отец и завещал нам хорошенько трудиться на земле.
Использованные ресурсы: infourok.ru/scenariy-viktorini-puteshestvie-po-skazkam-dlya-roditeley-i-detey-starshey-gruppi-1384885.html yandex.ru/images/search?text=сказки%20мудрая%20невеста&lr=41 dreams4kids.ru/mariiskie/skazka-mudraya-nevesta/ dreams4kids.ru/mariiskie/skazka-smolyanoj-bychok/ dreams4kids.ru/mariiskie/volshebnyj-mech/ yandex.ru/images/search?text=сказка%20смоляной%20бычок%20в%20картинках&lr=41 yandex.ru/images/search?text=сказка%20волшебный%20меч%20в%20картинках&lr=41 Марийские пословицы и погроворки, Й-Ола,1960 Марийский фольклор. Сказки Горных мари, Й-Ола,1995 Марийские народные сказки, Й-Ола,2009. Презентацию подготовили: работники Быковской сельской библиотеки: Васильева Л. А., Князева С. А.