Учительские институты в дореволюционной России
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 276
Презентация "Учительские институты в дореволюционной России" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Учительские институты, семинарии и школы — учебные заведения, учрежденные с целью приготовления учителей для городских, уездных и начальных училищ.
Первым таким учебным заведением было главное народное училище, открытое в Петербурге в 1783 г. и просуществовавшее до 1804 г. В 1820 г. возник первый учительский институт в ведомстве Санкт-Петербурга. университета, но через два года был упразднен.
По уставу 1828 г. право быть учителем в низших учебных заведениях было предоставлено всем, кто мог выдержать установленное для того испытание при гимназии или университете. До 1864 г. специальных учреждений для подготовки учителей в низшие учебные заведения не существовало.
При издании в 1864 г. положения о народных училищах министерство народного просвещения устроило первую учительскую семинарию для западной Украины. С тех пор возникло множество таких заведений. Учительские институты учреждаются со времени издания положения о городских училищах 1872 г., с целью приготовления учителей для этих училищ.
Курс обучения продолжается три года (в Тифлисском институте и Виленском еврейском — 4 года). Нормальное число воспитанников — 75; из них 60 получают полное содержание от министерства, остальные 15 вакансий предоставляются стипендиатам других ведомств и разных обществ.
В институты принимаются молодые люди всех званий и состояний, не моложе 16 лет. Окончившие полный курс учения получают аттестаты на звание учителя городского училища. Каждый поступающий в институт обязывается подпиской прослужить не менее 6 лет в должности учителя городского училища по назначению учебного начальства.
В учительских институтах преподаются: Закон Божий, педагогика, русский и церковно-славянский языки, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естественная история и физика, черчение и рисование, чистописание, пение и гимнастика. В 1896 г. введено обязательное обучение ручному труду. Управление институтом сосредоточено в руках педагогического совета, состоящего, под председательством директора, из всех преподавателей института и учителей городского училища, состоящего при институте.
Цель учительских семинарий и школ — доставить педагогическое образование лицам всех сословий, православного вероисповедания, желающих посвятить себя учебной деятельности в начальных училищах. Учебные семинарии и школы — заведения открытые, но при некоторых из них для части учащихся имеются интернаты и начальные училища.
Управление семинарией поручается директору, избираемому попечителем из лиц, получивших высшее образование. Принимаются лица не моложе 16 лет. По окончании трехлетнего курса наук воспитанники получают свидетельства на звание учителя начального училища и на все время служения в этой должности освобождаются от всех личных повинностей.
В учебных семинариях и школах преподавались: Закон Божий, главные основания педагогики, русский и церковно-славянский языки, арифметика, главные основания геометрии, землемерие, русская история, география, линейное черчение, главные сведения, необходимые для понимания явлений природы, чистописание, пение, ремесла, гимнастика, иногда музыка, инородческие языки, сельское хозяйство.
Учебные семинарии и школы могут быть подразделены на три категории: 1) Правительственные семинарии, содержимым всецело за счет казны; 2) Правительственные учебные школы для инородцев; 3) Учебные школы, содержащиеся на средства земств и частных лиц.
Шамахов Ф.Ф. Общественно-педагогическое движение 60-х годов во второй половине XIX века // Уч. зап. Томского пединститута. 1955. Т. XIV Шамахов Ф.Ф. Учительские институты дореволюционной России // Уч. зап. ТГПИ. 1952. Т. IX Клюжев Д. И. О реформе учительских институтов // Русская школа. 1912. N 3 Желваков Н.А. Учительские институты дореволюционной России . 1917-1920 гг. // Советская педагогика. 1947. N 10.