Культура Беларуси во второй половине XVIII в
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 356
Презентация "Культура Беларуси во второй половине XVIII в" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
На развитие образования и науки значительное влияние оказало распространение идей Просвещения, которые начинают проникать на территорию Беларуси из Европы во второй половине XVIII в. Просвещение провозглашало приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства, а общественным идеалом видела образованного человека.
В 1773 г. была создана Образовательная комиссия (учреждение типа Министерства образования), открывшая за 20 лет своей деятельности : 20 школ средней ступени и около 200 начальных школ. Среди учащихся 30% составляли крестьянские дети. Система образования стала более доступной и получила светский характер. Управление образованием перешло от церковных учреждений к государственным органам. Произошли изменения в школьном образовании.
Новым явлением в образовании стало создание первых профессиональных учебных заведений. Так, благодаря усилиям известного гродненского мецената Антония Тизенгауза в Гродно и Поставах начали действовать : медицинская, акушерская, ветеринарная, финансовая, чертежная и рисовальная школы. Антоний Тизенгауз
Глава медицинской школы француз Жан Эммануэль Жилибер основал также ботанический сад. По предложению Образовательной комиссии была открыта медицинская школа в Гродно. При школе действовали госпиталь, анатомический кабинет, зоологический сад, музей, библиотека. Было подготовлено три выпуска врачей.
Бога он считал первопричиной всего сущего и вместе с тем уважительно относился ко взглядом Коперника и Галилея. Собирал архивные источники по истории православной церкви в Беларуси. Активно выступал против всевластия магнатов в Речи Посполитой . Защищал права диссидентов – шляхты некатолического вероисповедания. Его речь перед королем Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским в защиту диссидентов была переведена на европейские языки как образец веротерпимости. Распространению идей Просвещения содействовал православный церковный и общественный деятель Георгий Конисский.
Широкое распространение в Беларуси получили идеи физиократов – французских буржуазных экономистов, признававших землю и земледелие единственным источником богатства, а сельскохозяйственный труд – единственным производительным трудом. Приверженцем этих идей в Беларуси был уроженец Брестчины Михаил Карпович, начавший одним из первых в ВКЛ критиковать крепостное право.
Европейскую популярность получил философ-просветитель Соломон Майман, родившийся вблизи поселка Мир (нынешний Кореличский район Гродненской области) м. Жуков Борок. Начальное образование он получил в еврейской школе, а потом учился в Германии. Майман является первым комментатором и критиком немецкого философа Иммануила Канта.
Значительный вклад в развитие науки внес уроженец Гродненщины, ректор Главной школы ВКЛ (так с 1781 г. Называлась Виленская иезуитская академия), ученый-природовед и астроном Мартин Почобут-Одляницкий. Он изучал планету Меркурий. Определил координаты многочисленных населенных пунктов на территории Беларуси. Был избран членом-корреспондентом Парижской академии наук и Лондонского астрономического общества. Мартин Почобут-Одляницкий
В 1776 г. увидела свет первая периодическая газета на территории современной Беларуси – «Газэта Гродзеньска» (на польском языке).
2. В XVIII в. на первый план в развитии искусства вышла музыка, она заняла господствующее положение во дворцах и замках магнатов. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты стала опера на сюжет из жизни дворян или крестьян. Так, инициатором создания одной из опер стал виленский воевода Кароль Станислав Радзивилл, известный своим прозвищем Пане Коханку. Кароль Станислав Радзивилл «Пане Коханка»
Европейскую славу в этот период получил Слонимский крепостной театр Михала Казимира Огинского, Огинский был чрезвычайно разносторонней и талантливой личностью: оперным композитором, музыкантом-виртуозом, поэтом. Театр был назван "усадьбой муз". Он вмещал 2500 зрителей. Здесь давались грандиозные представления на сцене, размеры которой позволяли выезжать на нее на лошадях. Часть сцены занимал бассейн для водных представлений.
«Северными Афинами» называли имение Залесье (нынешний Сморгонский район), принадлежавшее Михалу Клеофасу Огинскому. Он сочетал театральную деятельность с государственной, был активным участником восстания 1794 г. Направленного против раздела Речи Посполитой, стал автором знаменитого полонеза «Прощание с Родиной» Михал Клеофас Огинский «Северные Афины» в Залесье
Наибольшую известность приобрела частно-собственнические театры Радзивиллов в Несвиже и Слуцке. Популярными были произведения хозяйки Несвижа писательницы Франтишки Урсулы Радзивилл «Комедии и трагедии". В основу положены сюжеты из античной мифологии и средневековых произведений. Многие воспитанники крепостных театров прославляли сцены Варшавы и Петербурга. Ее пьесы были олицетворением стиля рококо, театрализовавшего быт.
В архитектуре в конце XVIII в. На смену барокко приходит классицизм. Среди памятников, для которых характерно сочетание элементов этих стилей, выделяется дворцово-парковый ансамбль Сапег в Ружанах.
В живописи преобладали представители Виленской художественной школы – преподаватели Виленского университета Франтишек Смуглевич и Ян Рустем. Им принадлежит ряд картин на историческую тематику, в т.ч. посвященных личности Т.Костюшко. Популярным оставался портретный жанр. Были созданы портреты Михала Казимира Огинского и последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского.