Ломоносов М. В. В Санкт - Петербурге
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 285
Презентация "Ломоносов М. В. В Санкт - Петербурге" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
15 октября 1735 года Сенат “соблаговолил” предписать Московской славяно-греко-латинской академии выбрать 20 учеников наиболее в “науках достойных” и препроводить их в Санкт-Петербург, среди них был и Ломоносов.
Михайло Васильевич Ломоносов встретился с северной столицей в возрасте 24 лет. “Граду святого Петра” даже по меркам человеческой жизни было тогда тоже немного - он был всего на восемь лет старше Ломоносова. О бывшем дворце Прасковьи Фёдоровны и Кунсткамере, с которыми связано пребывание Ломоносова в Петербурге в 1736 году, можно сказать более подробно.
Дворец был строго симметричен, что подчёркивалось тремя ризалитами. Фасад центрального ризалита украшали сдвоенные пилястры, кроме того его доминирующее положение было оттенено нарядным высоким крыльцом. Два боковых ризалита архитектурно решались более скромно: их углы были подчёркнуты рустованными лопатками. Дворец занимал чрезвычайно удачное положение на Стрелке острова. В 1826-1832 годах на его месте архитектор И.Ф.Лукини построил здание южного пакгауза Биржи (ныне Зоологический институт АН). Видимо здесь, во дворце, жил Ломоносов в первые дни по приезде в Петербург. Многократно бывал во дворце Прасковьи Фёдоровны Ломоносов и по учебным делам, изучал также его помещения в силу природной любознательности. Заглядывал он в типографию, которая размещалась в первом этаже левой части здания, захаживал в инструментальные мастерские и токарню, находившиеся в правом крыле первого этажа. Часами пропадал Ломоносов в книжной лавке, которая занимала центральную часть первого этажа.
Кунсткамеру строили архитекторы Маттарнови, Гербель, Кьявери, Земцов. Основанная Петром как собрание “монстров, раритетов и натуралиев”. Кунсткамера была крупнейшим естественнонаучным музеем Европы. Она также принадлежала Петербургской Академии наук. Помимо музея здесь располагалась и обширная академическая библиотека. К приезду Ломоносова в Петербург в Кунсткамере заканчивались работы по оформлению деревянных лестниц на башне и балконов, спроектированных Конрадом Оснером. Частичные переделки в здании продолжались и позднее, но в начале 1736 года Кунсткамера приобрела уже тот внешний вид, который она имеет и поныне. При весьма внушительных размерах (ширина свыше 15 метров, длина более 95 метров, общая высота 27,44 метра) здание выглядит удивительно стройным. Композиционно оно распадается на три части: на центральную высотную часть с башней и на два примыкающих к центру симметричных крыла.
Задача перед автором проекта стояла сложная: участок был обширным и по периметру набережной Мойки и в глубину. Об этом свидетельствуют Его современные координаты: со стороны Мойки его место занимает ныне большое здание по улице Герцена, 61, а в глубину он тянется до улицы Союза Связи, где его границей служит дом 16/18 . С домом на Мойке у Ломоносова было связано много событий - важных и незначительных; здесь он пережил и счастливые, радостные минуты больших удач и открытий, и горечь от происков недругов, и минуты слабости и уныния от нездоровья, от кажущегося одиночества. Именно здесь наш великий соотечественник в 1761 году открыл атмосферу на Венере и заложил основы такой современной науки, как физическое планетоведение, занимающейся изучением природы спутников и планет Солнечной системы.