Технология работы с письменными историческими источниками на уроках истории России в 6-9 классах
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 270
Презентация "Технология работы с письменными историческими источниками на уроках истории России в 6-9 классах" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Технология работы с письменными историческими источниками на уроках истории России в 6-9 классах Автор: Лебедева Елена Александровна учитель истории г. Ярославль 2010 год МОУ СОШ № 30
В выступлении на церемонии открытия Года учителя Д. А. Медведев подчеркнул, что суть и смысл проекта «Наша новая школа» – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми…» Вот тут-то, мы учителя истории и должны доказать, что жизненный опыт, накопленный поколениями, необходим для формирования таких личностных качеств ребёнка как мобильность, конструктивность, компетентность. Актуальность темы
Актуальность темы В условиях постиндустриальной информационной эпохи на первое место выходит умение человека работать с большими объемами информации. Ясно, что усвоить весь поток информации невозможно. Поэтому в настоящее время в школьном историческом образовании обостряется актуальность проблемы формирования умений и навыков работы с историческими источниками. Основные результаты экзамена 2009 года В 2009 г. новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IХ классов по истории была проведена в 6 регионах России, её участниками стали 1035 выпускников. Наибольшую сложность вызвали задания части 3(С). Можно говорить о недостаточном владении выпускниками основной школы умениями работать с историческими источниками, систематизировать информацию, группировать исторические факты, понятия, явления.
Содержание Глава 1. Теоретические основы использования письменных источников на уроках истории. 1.1.Классификация исторических источников, используемых в школьном обучении. 1.2. Методические приемы организации работы с письменными источниками на уроках истории России. Глава II. Практический аспект работы с письменными историческими источниками. 2.1. Анализ опыта работы с письменными историческими источниками на уроках истории России на первом концентре. 2.2. Констатирующее исследование 2.3. Организация работы по формированию умений работы с письменными историческими источниками в рамках элективного курса в 9-м классах… 2.4 Анализ результатов заключительного констатирующего исследования. Заключение Список источников и литературы Список приложений
использование текста исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов и другие. В соответствии с нормативными документами ( Федеральный компонент государственного стандарта, Обязательный минимум содержания основного общего образования) в ходе экзамена проверяются следующие элементы подготовки выпускников основной школы по истории:
Цель работы конкретизируется в следующих задачах: выявить специфику исторических источников, используемых в школьном обучении на основе анализа научной литературы; охарактеризовать приёмы работы с письменными историческими источниками на уроках истории; проанализировать педагогический опыт организации работы с письменными историческими источниками на уроках истории России на первом концентре; разработать серию учебных занятий по истории, направленных на формирование умений работать с письменными историческими источниками на примере курса истории России на первом концентре.
Объект исследования Предмет исследования приемы работы с письменными историческими источниками по истории России на первом концентре. процесс формирования умений у школьников работать с историческими источниками на уроках истории в средней школе
История использования письменных документов на уроках методистов началась в первой половине XIX века, наиболее распространенным приемом обучения на уроках было краткое комментирование учителем текста, задаваемого на дом. В методической литературе 60 – 80-х гг. ХХ века широко освещались вопросы о роли документа в повышении познавательной деятельности учащихся. Н.И.Аппарович и Д.И.Полторак активно разрабатывали проблему переноса умений, приобретаемых учащимися в процессе работы с документами, на работу с материалами звукозаписи, кинохроникой, другими средствами обучения.
В инновационной технологии исторического образования Ю.Л.Троицкого, предлагается строить учебный процесс по предмету с использованием документально-исторических комплексов, которые включают в себя набор исторических источников с методическим оснащением в виде вопросов и заданий разного уровня сложности. Смысл концепции состоит в том, что школьники работают с документально-методическими комплексами (ДМК) и сами выдвигают те или иные версии исторических событий — другими словами, сами пишут историю. Смысл исторического образования в школе мы видим в становлении исторического мышления, под которым понимаем набор мыслительных стратегий, дающих школьнику возможность самостоятельно выстроить интерпретацию тех или иных событий.
Работа с документами: документ, отобранный для работы с учащимися, в подавляющем большинстве случаев требует предварительной обработки учителем. Необходимо сократить документ или сделать из него самые необходимые выборки. частым приемом при работе с письменными источниками является прием пересказа, в случае, когда текст достаточно большой и не адаптирован к возрасту, или отсутствует непосредственный контакт с источником. преподаватель может предложить разным группам учащихся проанализировать один и тот же документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоев, народов и национальностей и т. п., что будет способствовать более широкой интерпретации документа. использовать метод мозаики, когда документ делится на две или более части, а затем составляется общее впечатление. работа с периодической печатью. При анализе газетной или журнальной статьи одна группа учащихся может выступать в роли аналитиков, другая — в качестве оппонентов авторов. Успех этой работы с самого начала зависит от правильного выбора, как самого документа, так и методов его использования.
Приёмы работы с письменными историческими источниками чтение и анализ; выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений и др.
Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. 1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана… 2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом; составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др. 3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.
Формы работы: Учителя и методисты предлагают различные формы и виды уроков для использования документального материала: урок изучения нового материала, повторительно-обобщающий урок, урок-игра, внеклассное мероприятие, комбинированный урок с элементами лабораторной работы, интегрированные уроки, семинары. Чаще на уроках используются памятники художественного слова и повествовательно описательные документы, реже актовые.
Нами были использованы современные публикации в журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», а также из газеты «История», в которых представлены задания или методические разработки уроков, внеклассные мероприятия с использованием письменныхисточников. Кроме того, мы использовали электронные версии этих журналов и газеты на сайте www. 1september.ru.
Организация работы по формированию умений работы с письменными историческими источниками в рамках элективного курса. Нами был разработан элективный курс, тема которого « 100 имен – 100 судеб». Курс рассчитан на 11 учебных часов. Он может быть предложен учащимся 9 классов как предпрофильный, направленный на выбор гуманитарного профиля. Развивающий компонент предусматривает формирование практических навыков комплексной работы с различными видами источников логического и креативного мышления, навыков самостоятельных исследований, коммуникативное – речевых умений и навыков, использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Курс содержит обширный справочный материал: подробную хронологию; терминологический словарь; 700 персоналий (биографии важнейших политических и общественных деятелей, деятелей науки и культуры); более 30 анимированных карт; более 700 документов. Имеется полнотекстовая поисковая система. Это первая компьютерная программа, включенная в Федеральный перечень учебников РФ.
Изучение истории сложно представить без опоры на памятники прошлого – исторические источники. Понятие «исторический источник» намного шире, чем понятие «исторический документ». Последний – один из видов письменных исторических источников. Источниковая база исторического образования очень разнообразна, но в школьной практике обычно востребованными бывают письменные источники. В рамках элективного курса была возможность письменные источники рассматривать в комплексе с другими историческими источниками, например, монетами, домашней утварью, вещами, орденами, медалями. В школе есть музей «Быт русского крестьянина» богатый вещественными источниками.
Подводя итоги письменной работы, мы обнаружили, что ответы учеников экспериментальных классов полнее, насыщеннее, чем у учеников контрольных классов. Ученики лучше усвоили некоторые вопросы, рассматриваемые на уроках. Большая часть работ опытных классов содержит примеры из исторических документов, разбираемых на уроках, подтверждающие ответы учащихся. Результаты контрольных работ в 9-х классах. Задание: «Советская страна в 1940-1950-х гг.» количество учащихся, показавших владение умениями (в % от общего числа выполнявших работу). Диаграмма 4 В 9-х классах продвижение отмечено по элементу «раскрытие причин и следствий» (35%), продвижение по общим суждениям (20%). В силу особенностей исторических источников (стихи, воспоминания) «изложение эмоционально-ценностных суждений значительно возросло на 30%, заметен и рост аргументационных суждений на 42% 1. Раскрытие причинно-следственных связей 2. Изложение общих заключений, выводов 3. Изложение эмоционально-ценностных суждений 4. Аргументация суждений фактами.
Практические умения, приобретенные учащимися в ходе работы по окончанию курса. Самостоятельно работают с исторической информацией. Аргументировано высказывают свое мнение и делают логические выводы. Определяют и аргументируют свое отношение к наиболее значимым научным теориям об этапах формирования Древнерусского государства. Определяют причины и следствия исторических процессов. Работают с исторической картой, определяют границы русского государства в процессе его формирования. Готовят краткие выступления по заданной теме. Определяют значение музейных экспонатов и музейной информации, оценивают их как часть истории и культуры. Составляют описание – исторический портрет людей прошлого. Работают в группах и индивидуально. Делают сообщения, представляют результаты познавательной и поисковой деятельности. Проявляют умения взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре. Показывают умения сравнивать разные исторические источники, классифицировать информацию, выделять главное, обобщать и систематизировать.
Заключение В качестве рекомендации предполагаем: уделять серьезное внимание, как на текущие, так и на обобщающие уроки, требующие работы с фрагментами документов. использовать, наряду с учебником, тематических комплектов исторических источников, разносторонне раскрывающих историю, культуру народов, стран, цивилизаций. педагогически целесообразного отбирать фрагменты исторических источников как объектов познавательной деятельности учащихся 6-9 классов (с учетом их возрастных и познавательных возможностей); поэтапного формировать умения работы с историческими источниками, от изучения фрагмента источника под руководством учителя до самостоятельного анализа источников; Оптимально сочетать типы уроков и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, адекватно поставленным задачам развивающего обучения.