Эпоха Петра I
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 321
Презентация "Эпоха Петра I" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
План урока: 1. Личность Петра I 2. Внешняя политика Петра I 3. Внутренняя политика Петра I 4. Итоги правления Петра I Повторительно-обобщающий тест по теме: «Эпоха Петра I»
Личность Петра I В историографии эпоха Петра Великого трактуется крайне противоречиво. Среди историков нет единодушия в оценке личности и деяний Петра. - Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны. - Карамзин считал, что Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражательство Западу привело Россию к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию. - «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» - писал о Петре А.С.Пушкин.
Итак, ответьте на вопросы: 1. Каким видели Петра его современники? 2. Что послужило толчком для реформирования России, какая поездка, какие впечатления? 3. Какие люди окружали Петра, что вы знаете об их биографии?
19 августа 1700 года Россия объявляет Швеции войну. И первые поражения в войне наводят Петра на мысль о необходимости военной реформы: 1. В чем заключалась военная реформа Петра? Как она повлияла на русскую армию? Рекрутские наборы Выпуск отечественного оружия Совершенствование организации и снабжения армии 2. Назовите основные события Северной войны и кратко их охарактеризуйте? Северная война 1700-1721 гг. Сражение у о. Гренгам Июль 1720 г Ништадский мир 30 августа 1721 г. Полтавская битва 27 июня 1709 г. Прибалтика 1710 г. Нарва 1700 г (поражение) Нотебург, Эрестфер 1701-1704 гг Гангутское сражение 27 июля 1714 г Прутский поход 1711 г. Сражение у Лесной 1708 г.
3. Покажите на карте основные места сражений. 4. Каковы были итоги Северной войны для России? Северная Война 1700-1721 гг.
№ 1 “Ведало бо российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма, или в лучший вид отродится России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя выти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайняге уже фортуны определения от оныx же ожидает... А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние”. 1. Когда были сказаны эти слова Петром? 2. В чем значение этого события? Прочитайте отрывки из документов и ответьте на поставленные вопросы: № 2 “Ее королевское величество Свейское уступает сим его царскому величеству Российского государства в совершенное вечное владение в сей войне от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии… …Сверх того его царское величество обязан быть и обещает его королевскому величеству и королевству Свейскому сумму двух миллионов ефимкою, исправно без вычета заплатить и отдать…» 1. О чем идет речь в документе? 2. В чем значение этого события?
Внутренняя политика Отдавая в течение долгих лет свое время, силы, энергию Северной войне, Петр I ни на минуту не забывал о необходимости реформ в самой стране. 1. Как выглядело управление страной до Петра? 2. Что вы знаете о государственном устройстве страны в годы петровских реформ? 3.Какие сферы жизни страны также подверглись реформированию? Император Обер- прокурор Сенат Уезды с воеводами Синод Генерал-прокурор Губернии с губернатором 12 коллегий Провинции с воеводами Иностранная, Военная Адмиралтейская, Штатс Ревизион, Коммерц Берг, Мануфактур Камер, Вотчинная Юстиц, Главный магистрат
Соотнесите событие и дату, а из полученных букв составьте слово и объясните его значение: Команда № 1 Команда № 2 2. Какое значение имело создание Синода для церкви? 2. В чем заключается значение «Табели о рангах»? 3.Каковы были итоги преобразований в области управления? 1. Основание Санкт-Петербурга 2. Начало Северной войны 3. Академия наук 4. Учреждение Синода 5. «…Мать Полтавской баталии…» произошла в 1724 г. – Н 1721 г. – А 1703 г. – С 1708 г. – Т 1700 г – Е 1. Провозглашение России империей 1714 г.- Л 2. Введение нового летоисчисления 1721 г.- Л 3. Гангутское сражение 1721 г.- К 4. Ништадтский мирный договор 1700 г.- О 5. Первый Азовский поход 1699 г.- Я 6. Указ о создании российского флота 1695 г.- Е 7. Учреждение Сената 1696 г.- Г 8. Начало городской реформы 1711 г.- И
Экономика при Петре I Промышленность Налоги и повинности Торговля Посессионные крестьяне Экспорт/импорт Внутренний рынок и ярмарки Налоговая реформа Перепись населения - ревизия Поместье = вотчина Введение новых культур Мануфактуры
В петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В результате экономической политики за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависела от импорта.
Культура в эпоху Петра I Искусство Наука и просвещение Образование Учеба дворян за границей Публичная библиотека 1714 г. Театр 1704 г. Газета «Ведомости» 1702-1703 гг. Новое Летоисчисление 1700 г. Гражданский шрифт Кунсткамера 1714 г. Академия наук 1725 г. Морское Артиллерийское Инженерное Живопись И.Никитин А.Матвеев Архитектура Б.Растрелли Д.Трезини П.Зарудный Европейская одежда Новое в быту «Ассамблеи» Этикет
Архитектура петровской эпохи Сухарева башня в Москве Кунсткамера Петропавловский собор Набережная р.Нева
Мы повторили пройденный материал по теме «Эпоха Петра I» и теперь напишем итоговый тест 1. Какая из названных реформ не является реформой, проведенной Петром I? Судебная реформа. Денежная реформа. Военная реформа. Губернская реформа. 2. Какое событие эпохи Петра I В.О.Ключевский назвал «великим кладбищем для народа»? Поражение под Нарвой. Строительство Петербурга. Подавление булавинского восстания. Прутское окружение. 3. Что предусматривал Указ о единонаследии 1714 г. Передачу царского престола по наследству. Передача поместья только одному наследнику. Избрание патриарха в России. Запрещение разводов.
4. Как называется проводимая Петром I экономическая политика, характеризовавшаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь страны? Политика капитализма. Политика протекционизма. Политика меркантилизма. Политика «открытых дверей». 5. Укажите какие события связаны с Азовскими походами Петра I 1695 и 1696 гг.: взятие Азова начало кораблестроения в Воронеже набор в армию крестьян и холопов походы В.В.Голицына в Крым Бахчисарайский русско-турецкий мир 6. Введенная Петром I рекрутская система формирования армии предусматривала: принудительный набор солдат от определенного количества дворов пожизненную службу в армии 25-летнюю службу в армии набор в армию «охочих» людей комплектование армии из поместного ополчения
7. Укажите соответствие между именами сподвижников Петра I и родом их деятельности: 8. Установите соответствие между событиями эпохи Петра I и их датировками: 9. Установите соответствие между нововведениями Петра I в сфере культуры и их датировками: П.И.Ягужинский Генерал-прокурор Сената П.А.Толстой Дипломат, глава Тайной канцелярии Б.П.Шереметев Полководец, фельдмаршал Ф.Ю.Ромодановский Глава Преображенского приказа Мятеж стрелецких полков 1698 г. Астраханское восстание 1705-1706 гг. Восстание Кондрата Булавина 1707-1708 гг. «Дело» царевича Алексея 1718 г. Введение юлианского календаря 1700 г. Введение нового гражданского шрифта 1708 г. Создание Кунсткамеры 1719 г. Открытие Академии наук 1725 г.
10. Выберите государственные реформы, проведенные Петром I 1. Учреждение Боярской Думы 2. Организация коллегий 3. Роспуск магистратов 4. Создание Сената 5. Введение губернского административного деления 6. Уничтожение Синода 7. Провозглашение империи 8. Уничтожение патриаршества 11. Выделите обычаи , введенные Петром I 1. Празднование Нового года 1 января 2. Летоисчисление с сотворения мира 3. Летоисчисление с рождения с рождения Иисуса Христа 4. Короткий кафтан 5. Проведение ассамблей 6. Празднование Нового года с 1 сентября 7. Длинные рукава у одежды 8. Обязательность бороды
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключении урока мне хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I , произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: Итог урока «То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».
Дидактические и методические цели Форма урока: в интерактивной форме; с использованием инновационных информационных технологий: компьютер, мультипроектор, интерактивная доска. Задачи урока: Урок проводится в завершении изучения темы “Эпоха Петра Великого” как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации. Интерактивная форма проведения урока позволяет учащимся учиться формировать критическое мышление, анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы в изучении темы “Эпоха Петра I”, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.
I. Образовательные цели. Объяснить учащимся, что: - эпоха Петра I явилась переломным моментом в истории России, когда страна стала на совершенно новый путь развития; - значение петровских преобразований для страны огромно: реформы в управлении государством, промышленности, экономике, церкви, культуре изменили страну до неузнаваемости, поставив ее в один ряд с ведущими мировыми державами; - после Северной войны внешнеполитическое положение России изменилось кардинально: страна решила вековую проблему выхода к Балтийскому морю, вырос ее престиж, появилась новая, регулярная, боеспособная армия; - огромную роль в этих изменениях сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны. II. Воспитательные цели. Используя материал по теме: - способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; - сформировать у учащихся восхищение личностными качествами Петра I , его преобразовательной деятельностью; - воспитывать интерес к истории как учебному предмету. III. Развивающие цели. Используя материал по теме: - развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, видеть альтернативные подходы, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию; - формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с картой и историческим документом, как историческими источниками; - расширить представления о роли и значении личности в истории. Тип урока: повторительно-обобщающий