Древняя русь
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 352
Презентация "Древняя русь" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Содержание Начало Древней Руси Язычество на Руси Этнографическое происхождение понятия «Русь» Происхождение понятия «Русь» по Д. И. Иловайскому Земледелие на Руси Киевская Русь. IX-XII вв. Первые князья: а) Рюрик б) Олег в) Игорь г) Ольга д) Святослав е) Владимир I Святой ж) Ярослав Мудрый з) Владимир II Мономах и) Мстислав Великий 10. Принятие христианства на Руси Города, торговля и ремесло Древней Руси Генеалогическое дерево Рюриковичей Русские княжества в конце XII века
Середина I тысячелетия Восточно-славянские племена словене кривичи вятичи поляне древляне 15 племён и другие
Хозяйство славян: земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и литейное производство. Общая оборонительная линия «Змиевы валы» Религия поклонение силам природы культ предков
Язычество (от церковнославянского языцы – народы, иноземцы) – обозначение нехристианских политеистических (политеизм – многобожие) религий Поклонение явлениям природы Языческие боги Культ предков Земледельческие культы
Способы обработки земли Подсечное Переложная Трехпольная Использование выжженного участка леса Оставление участка Переход на другой Яровые посевы Озимые посевы Пар Возвращались На прежнее поле Поле оставляли На несколько лет
Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь Согласно «Повести временных лет» призван на княжение в 862 г. Ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу Князь – вождь племени, правитель государства или государственного образования Возможная этимология От болгарск. кнез – старейшина От финск. kuningas – король
Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, летописец. (ок. 1050-ок. 1113) Нестор является автором «Чтения о житии и погублении Святых князей Бориса и Глеба», «Жития Феодосия Печерского», первой редакции летописного свода «Повести временных лет». Нестор считается крупнейшим историком средневековья. Н. М. Карамзин назвал Нестора «отцом русской истории». В работе над главным трудом своей жизни – «Повестью временных лет» - Нестор использовал в качестве исторического источника официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. «Повесть временных лет» охватывает период правления семи великих князей: почти два с половиной столетия (850 1110 годы). «Повесть временных лет» - условное название общерусского летописного свода, составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В заглавии великого труда: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть», - Нестор объяснил свою задачу: связать историю русской земли с историей известных ему стран и народов мира. Он возвел происхождение восточных славян, на территории которых образовалось русское государство, к временам библейского Великого потопа. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. «Повесть временных лет» легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей Древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки» Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей Упрочнил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 гг.)
«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков . . . на конях и в кораблях; и было кораблей числом две тысячи. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застреляли, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги». («Повесть временных лет»). «Повесть временных лет» так рассказывает историю о смерти Олега. Как-то Олег встретил волхвов и кудесников и спросил, как он умрет. Один из волхвов ответил, что причиной смерти будет любимый конь князя. Слова эти «запали в душу Олегу», и приказал он увести своего любимого коня, холить его и лелеять, но никогда не подводить к нему. Приказание его было выполнено. Через несколько лет Олег вспомнил о предсказании, «призвал старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?» Тот же ответил: «Умер». Олег посмеялся над кудесником, который сказал неправду. И пожелал увидеть останки коня. «И приехал на то место, где лежали голые кости и череп голый, . . . посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?» И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого разболелся он и умер».
Расширил границы Древнерусского государства, Подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове Отразил набеги кочевников-печенегов Организовал военные походы против Византии 941 г. – закончился неудачей 944 г. – заключение взаимовыгодного договора Убит древлянами при сборе дани в 945 г.
Впервые установила четкий порядок сбора дани («полюдья») путем введения: уроков – определения точных размеров дани 2) погостов – установления мест сбора дани Поездка в Византию (957) и принятие христианства под именем Елена В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов Жена князя Игоря, правила на Руси во время его военных походов и в период малолетства сына Святослава
«В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла в Царьград». («Повесть временных лет») Император Византии Константин Багрянородный, по приданию, был очарован разумом и мудростью Ольги и сказал, что «она достойна царствовать в столице – в Константинополе». Княгиня Ольга просила крестить ее в христианскую веру: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». («Повесть временных лет») Император с патриархом крестили русскую княгиню и дали ей при крещении имя Елена (так звали мать Константина Великого). Патриарх византийский дал ей свои наставления и церковные заповеди: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». («Повесть временных лет») После возвращения на родину, княгиня Ольга захотела обратить в истинную веру и своего сына Святослава. «Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». . . И не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям». («Повесть временных лет»)
Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского Государства в 964-972 гг. Инициатор и руководитель многих военных походов Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968-971) Военные столкновения с печенегами (969-972) Договор между Русью и Византией (971) Убит печенегами во время возвращения из Болгарии В 972 г. на днепровских порогах Инициатор и руководитель многих военных походов Убит печенегами во время возвращения из Болгарии В 972 г. на днепровских порогах Сын князя Игоря и княгини Ольги. Правитель Древнерусского Государства в 964-972 гг. Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968-971) Военные столкновения с печенегами (969-972) Договор между Русью и Византией (971)
*Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле *980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) *988 г. – Принятие христианства *Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир Окончательно покорил радимичей, совершил Успешные походы против поляков, печенегов, Основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) *Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле *980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) *988 г. – Принятие христианства Дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил успешные походы против поляков, печенегов Основал новые крепости-города (Переяславль, Белгород и др.) Первая междоусобная война за власть между Сыновьями Святослава – Владимиром и Ярополком (972-980). Победа Владимира и утверждение его на киевском престоле 980 г. – Языческая реформа князя Владимира. Создание пантеона языческих богов во главе с Перуном (попытка приспособить язычество к Потребностям Древнерусского государства и Общества завершились неудачей) 988 г. – Принятие христианства
«В 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий… «После многомесячной осады город был сдан, и Владимир отправил византийским императорам послание с ультиматумом, что то же самое произойдет и с Царьградом (Константинополем), если они не выдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры отвечали, что непристойно христианке выходить замуж за язычника. Владимир был согласен креститься и принять новую внру, силу которой он испытал на себе. Анна приехала в Корсунь, но в это время «по Божественному промыслу разболелся… Владимир глазами и не видел ничего и скорбел сильно и не знал, что делать» … И послала к нему царица сказать, чтобы он крестился побыстрее. «Владимир сказал: «Если и вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь я узнал истинного Бога»… Крестился же он в церкви Святого Василия, а а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг». («Повесть временных лет»)
Покровитель просвещения и строительства Способствовал возвышению международного авторитета Руси Осуществлял военные походы Основатель письменного русского законодательства Единовластный правитель Древней Руси Способствовал расцвету древнерусского государства Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами «Русская правда» «Правда Ярослава» в Прибалтику в польско- литовские земли в Византию окончательно разгромил печенегов Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным и Мстиславом Тмутараканским
Выдающимся достижением эпохи правления Ярослава Мудрого стало составление свода законов, получившего название «Русская Правда». Свод включал статьи, как уголовные, так и гражданские. Он устанавливал судопроизводство, определял наказания. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных. В отличие от законодательств других стран того времени, в «Русской Правде» не было предусмотрено применение пыток и телесных наказаний, хотя смертная казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. Свод в значительной мере ограничил кровную месть. Основным видом наказания были денежные штрафы: Статья 20. если убьют огнищанина (управителя), разбойнически напав на него, а местные крестьяне не будут искать убийцу, то виру (штраф) платит вся вервь (община), на земле которой найдено тело убитого. Статья 21: Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров, то виновника следует убить «во пса место» (как собаку). Так же следует поступать и при убийстве тиуна (приближенного князя). Статья 22: За убийство княжеского тиуна штраф в 80 гривен… Статья 23: За убийство смерда или холопа штраф 5 гривен. Штраф за убийство тиуна равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Такой штраф мог разорить целую общину.
Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода I и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Организатор успешных походов князей против половцев (1103, 1109, 1111) Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097) Ввел в действие «Устав Владимира Мономаха» Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Гарольда II - Гите Остановил распад Древнерусского государства Написал «Поручение», в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли
Сразу после смерти князя Святополка Изяславича (16 апреля 1113 года) в Киеве вспыхнуло восстание против администрации умершего князя и ростовщиков, которым покровительствовал Святополк. Дворы богатых купцов и ростовщиков были разбиты. К мятежникам присоединились сотни горожан. Именитые бояре принчли решение в обход порядка престолонаследования по старшинству пригласить на киевский престол Владимира Мономаха. Владимир Мономах, не желая нарушать определенный порядок наследования, несколько раз отказывался от престола. Только после того, как киевляне прислали отчаянное письмо с просьбой навести порядок, Владимир Мономах вступил в Киев во главе сильной переяславской дружины (20 апреля 1113). С прибытием в Киев князя Владимира восстание стало стихать, и постепенно был установлен порядок. В это время был издан ряд законов, объединенных под названием «Устав Владимира Всеволодовича». Документ учитывал некоторые требования восставших: был ограничен произвол ростовщиков.
Сын Владимира Мономаха Князь новгородский (1088-1093 и 1095-1117), ростовский И смоленский 91093-1095), Белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117-1125) *Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство *Присоединил к Киеву Полоцкое княжество (1127) *Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича После его смерти наступает период феодальной раздробленности
Принятие христианства на Руси 988 Причины Значение Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе Оправдание социального неравенства Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, Духовным и культурным ценностям Укрепило государство и власть князя Повысило международный авторитет Руси Способствовало приобщению Руси к византийской культуре
Города возникают как центры Именных княжений (административные центры) Отправления культов (родовые центры племен) Пересечения торговых путей (торгово-ремесленные центры) X начало XI в. ~ 30 городов середина XI – первая половина XII в. ~ 42 города середина XIII в. ~ 62 города купцы («гости») Вывоз (экспорт) воск пушнина лен кожа кольчуги, замки изделия из кости челядь Ввоз (импорт) дорогие ткани оружие церковная утварь украшения драгоценные камни пряности
Ремесло на Руси более 60 специальностей Основные направления Изготовление ювелирных изделий и украшений Изготовление предметов быта Изготовление предметов из металла (оружие, кольчуги, замки)
Литература Агафонов С.В. История России в таблицах. – М.: Астрель, - 2007. Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней. – М.: Академия, 1999. Знаменская Р.А. История России в таблицах и схемах. – М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1997. Казиев С. Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах.- М.: Лист, 2002. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. – М.: Эксмо, 2005. Степанищев А. Т. История России: IX-XX вв.: Схемы. – М.: Владос, 2001. Обучающий CD-диск «Энциклопедия истории России».- «Коминфо», [email protected]