Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы 11 класс
- Рубрика: Презентации / Презентации по Истории
- Просмотров: 448
Презентация "Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы 11 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
презентация по истории России Петр Аркадьевич Столыпин и его реформы 11класс выполнила: учитель истории высшей категории Путиловская В.В.
Петр Столыпин и его реформы «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!» П.А. Столыпин, из обращения ко второй Думе
Петр Аркадьевич Столыпин. 1862 - 1911 Последний крупный государственный деятель царской России Принадлежал к старинному дворянскому роду, давшему России немало дипломатов, военных, государственных деятелей Троюродный брат поэта М.Ю. Лермонтова Отец его – участник Крымской и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. – дослужился до генерала
Ученик Менделеева Хотя на родовом гербе Столыпиных было высечено «На Бога моя надежда», Петр Аркадьевич больше надеялся на свои силы и способности
Путь наверх 1884 – окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и поступил на службу в МВД 1886 – переводится на службу в Министерство государственных имуществ, дослужившись до должности помощника столоначальника 1889 – возвращается в МВД (назначен ковенским уездным предводителем дворянства и председателем местного съезда мировых посредников)
Путь наверх 1899 – назначен предводителем дворянства Ковенской губернии 1902 – получил пост гродненского губернатора 1903 – назначен саратовским губернатором 26 апреля 1906 – назначен на пост министра внутренних дел 8 июля 1906 – назначен председателем Совета министров при сохранении поста главы МВД
Выбор пути России в 1906 году Прямо пойдешь… Направо пойдешь… Налево пойдешь… Революция Контрреволюция Реформы
«Сначала успокоение, потом реформы» П.А. Столыпин 12 августа 1906 – первое покушение на П.А. Столыпин 19 августа – в чрезвычайном порядке, по 87-й статье, был принят указ о военно-полевых судах (в их состав назначались строевые офицеры, которые должны были решать дела о «мятежниках» по законам военного времени не более 48 часов, а приговоры приводить в исполнение в течение 24 часов), который действовал до 20 апреля 1907 г. За восемь месяцев военно-полевые суды вынесли около 1100 смертных приговоров Но… Столыпин стремился не только подавить революцию при помощи репрессий, но и путем реформ в угодном для правительства и правящих кругов духе
Указ 9 ноября 1906 года Положил начало Разрешил столыпинской свободный выход аграрной реформе крестьян из общины
Столыпинская аграрная реформа (1906 – 1911) Реформа надельного крестьянского землевладения Цель – создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений
«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России» П.А. Столыпин
Аграрный вопрос в программах политических партий Политические силы Проекты решения аграрного вопроса 1 Большевики 1 Муниципализация земли 2 Меньшевики 2 Национальные земли после насильственного изъятия их у помещиков 3 Эсеры 3 Использование государственных, удельных, монастырских земель; принудительное отчуждение части помещичьих земель за выкуп 4 Кадеты 4 Продажа крестьянам государственных и удельных земель 5 Октябристы 5 Социализация земель
Основные направления аграрной реформы Разрушение общины. Крестьяне – частные собственники своего надела Хутор, Отруб
Кооперация - это форма организации труда и производства, основанная на групповой собственности членов кооператива
Хутор - это сельское поселение, состоящее чаще всего из одного двора; обособленная крестьянская усадьба, находящаяся за пределами общины
Отруб - это земельный участок выделенный крестьянину взамен отводившихся ему ранее общинных земель, расположенных в разных местах. Усадьба оставалась в пределах деревни
Составные части аграрной реформы Разрушение крестьянской общины - разрешение выхода крестьян из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежавших им земельных наделов в форме хутора или отруба - За 1907-1914 гг. из общины выделилось 2.5 млн. Крестьян (22 % всех крестьянских хозяйств) - создание хуторов оправдало себя лишь в некоторых западных губерниях, а отрубов – в губерниях Северного Причерноморья, Северного Кавказа и степного Заволжья
В 1906-1916 гг. в Сибирь уехало 3,1 млн. человек (кредиты переселенцам, бесплатный проезд) На прежние места возвратились 548 тыс. человек, т.е. каждый пятый Переселенческая политика – организация переселенческого движения в Западную Сибирь с целью наделения безземельных и малоземельных крестьян землей
Кредитная политика - Передача Крестьянскому банку казенных земель для продажи их нуждающимся крестьянам - Банк продавал крестьянам в кредит казенные земли - Владельцам хуторов и отрубов предоставлялись льготы
Социальная политика в деревне Широкое строительство сельских школ и вовлечение в систему народного образования огромных масс населения огромных масс населения
Причины незавершенности реформы Незначительные временные сроки Сопротивление со стороны правых и левых политических сил Сложные взаимоотношения окружения царя и П.А. Столыпина Убийство П.А. Столыпина – 1 сентября 1911 года
Итоги и значение аграрной реформы + - 1. Рост сельскохозяйственного производства и улучшения культуры землепользования ( в 1,7 раза увеличился сбор зерна). 2. Рост свободной рабочей силы за счет выхода крестьян бедняков из общины. 3. Развитие предпринимательства сельской буржуазии. 4. Начало формирования фермерских хозяйств (к 1915 г. 10% от крестьянского хозяйства). 1. Община не была разрушена (25% крестьян). 2. Имущественное расслоение крестьян. 3. Отрицательное отношение большинства крестьян к частной собственности. 4. Противоречие не только между крестьянами и помещиками, но и внутри крестьянства. 5. Не удалось создать широкий слой крестьян – фермеров. 6. Проблема малоземелья не была решена. 7. Переселенческая политика не принесла желаемых результатов (0,5 – 1 млн. человек вернулись).
Аграрная реформа П. А. Столыпина Цели реформы Мероприятия Результаты Значения реформы «Успокоение» страны. Создание слоя земельных собственников -социальной и экономической опоры монархии. Продолжение процесса модернизации. Создание новых форм землевладения и землепользования. Государственная помощь крестьянским хозяйствам. Развитие крестьянской кооперации. Переселенческая политика. Начало создания фермерских хозяйств, рост посевных площадей, совершенствование агротехники, подъем производительности труда в сельском хозяйстве, развитие производственных кооперативов. Но сохраняются проблемы молоземелья крестьян, появляются новые социальные противоречия. Несмотря на очевидные трудности и незавершенность преобразований, реформа способствовала развитию страны по пути модернизации.
Одинокий реформатор В последующие годы после его смерти в разных городах устанавливались памятники Столыпину, а в Государственном совете проваливались его реформы Тысячью нитей был связан Столыпин со старой дворянской Россией, хотя видел гораздо дальше и глубже многих ее представителей Столыпин пытался приспособить к новым, динамичным и быстро меняющимся временам старую Россию Он смутно представлял себе то государство, которое был намерен строить, но верил в преобразующую роль бюрократии В его социальном идеале государство должно было играть ключевую роль, равно возвышаясь над всеми классами
Он ушел из жизни, не понятый и не принятый ни старой Россией, ни новыми временами … «Меня вынесла наверх волна событий – вероятно на один миг! Я хочу все же этот миг использовать по мере моих сил, пониманий и чувств на благо людей и моей родины, которую люблю, как любили ее в старину» П.А. Столыпин
Год имени Петра Столыпина Аграрная элита России 2006 14 апреля в Центральном Доме Литераторов на III Торжественной церемонии вручения премии имени Петра Столыпина "Аграрная Элита России" оргкомитетом премии период с 14 апреля 2005 года по 14 апреля 2006 года был объявлен годом Петра Столыпина, в течение которого проводился ряд интересных мероприятий с участием известных политиков, экономистов, деятелей культуры и искусства, студентов различных вузов