Образ Базарова в романе И С Тургенева «Отцы и дети
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 404
Презентация "Образ Базарова в романе И С Тургенева «Отцы и дети" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Иван Сергеевич Тургенев о своем любимом детище писал: «...Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит, повторяю я, — я виноват и не достиг своей цели».
Анализируя роман, Д. И. Писарев писал: «...Павел Петрович и Базаров могли бы, при известных условиях, явиться яркими представителями: первый — сковывающей, леденящей силы прошедшего, второй — разрушительной, освобождающей силы настоящего». Я считаю, что образ Базарова кажется то отталкивающим, то привлекательным и загадочным. В нем много противоречий и несоответствий. Тургенев собрал в нем такие черты, которые никак не могут быть у одного человека. Это собирательный образ нарождающегося явления в русской жизни.
В предсмертный час Базаров верен своим идеалам до конца и гордо смотрит в глаза смерти. Быть в ожидании собственной смерти, лицом к лицу столкнуться с ней и совсем не испугаться может далеко не каждый. Но эта жизнь логически завершена — Базаров не смог бы осуществить свои намерения в настоящем.
Тургенев сам испытал «невольное влечение» к своему герою. Обращаясь к читателю и критикам, он писал о Базарове: «Вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что, за исключением воззрений на художества, — я разделяю почти все его убеждения». Тургенев не был согласен с Базаровым в мыслях об искусстве и природе. Это можно заметить в тексте: Базаров презирает искусство и не признает природу, а Тургенев разворачивает перед нами чудесные пейзажи; Базаров отрицает любовь и дружбу, а Тургенев рисует нам теплые отношения между родителями Базарова и их огромную любовь к самому герою. Получается, что автор был полной противоположностью своему герою.
В романе «Отцы и дети» Иван Сергеевич Тургенев знакомит нас с представителем новой, еще только зарождающейся в России, социальной силы, — с Евгением Базаровым, одним из представителей разночинной интеллигенции. Образ его необычен, а поэтому, знакомясь с ним, с его судьбой, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. Центральное место в произведении занимает образ Базарова - главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Базаров — врач по образованию, материалист по мировоззрению. Его привлекают естественные науки, потому что они основаны и опираются на точные экспериментальные данные, на опыт. Он считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений Базаров — один в чужой среде. С другой стороны, И. С. Тургенев показал нам человека нового типа в его конфликте со старыми формами психологии, идеологии и быта.
Герой романа предстает перед нами как человек, не склонный отдать свою жизнь на благо народа. Об этом свидетельствует знаменитое суждение Базарова о белой избе и лопухе. «Да вот, например, — говорит он своему товарищу Кирсанову, — ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, — она такая славная, белая, — вот сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать... Ая и возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в бело» избе, а из меня лопух расти будет; ну, а дальше?»
Полюбив Одинцову, главный герой, Евгений Базаров, понял, что чувства существуют. Любовь оказалась сильнее теорий, она «растоптала» систему взглядов господина пессимиста. Романтизм, поначалу отвергаемый героем, стап присущ и ему самому.
Базаров — ученый-естествоиспытатель, материалист и революционер. Он увлечен своим делом, его цель — перепроверить известные уже воззрения на собственном опыте. Базаров опирается на непосредственные ощущения, проявления каких бы то ни было чувств у человека он считает ненужными. Вот в этом он глубоко заблуждался, и Тургенев доказал несостоятельность подобных взглядов, проведя героя через испытание любовью.
В сцене дуэли решается вопрос о том, кто же является носителем истинного благородства, и в этой ситуации Павел Кирсанов оказался морально побежденным.
Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные, пора нам отложить в сторону всякую суету». На язвительные вопросы Базаров отвечает небрежно, со спокойствием, граничащим с равнодушием. Может быть, именно безразличие Евгения Базарова угнетает Павла Петровича, бьет по его чувству собственного достоинства, самоуважению.
Большую роль в романе играют сцены споров. Базаров не признает никаких авторитетов, тем более традиций. Главный идейный противник Базарова в романе в стане «отцов» — Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович невзлюбил Базарова с первых же дней приезда «лекаришки» в Марьино. Невзлюбил за неуважение к другим людям, за развязное, как ему кажется, поведение. Павел Петрович как-то признался в беседе с братом:
Литературный критик Д. И. Писарев в своей статье «Базаров» писал и указывал на то, что «...у Тургенева... не хватило материалов для того, чтобы вполне обрисовать своего героя с разных сторон" На протяжении всего действия романа «Отцы и дети» автор с интересом наблюдает за о героем и ставит его в различные ситуации. На характер Базарова, его манеру поведения и личность влияет революционность его мышления. Одевается он просто, его не связывает условный этикет. В его облике присутствует даже некая небрежность, он не слишком заботится о том, как будет выглядеть. Но Базаров легко находит общий язык с простыми людьми. «Мой дед землю пахал!» — с гордостью восклицал он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Отсюда его ироничность, пренебрежение к красивым словам. Иван Сергеевич Тургенев намеренно поставил своего героя в такую среду, которая не хочет и не может понять его.