Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в русской критике
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 417
Презентация "Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в русской критике" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Вспомните! 1824 год – цензура запретила печать пьесы. Распространение в списках. Парадокс: текст пьесы не опубликован, а критические отзывы появились.
1825 год. Альманах «Русская Талия» опубликовал сцены из пьесы. Развернулась жесточайшая полемика. Ни одна русская пьеса не до «Горя от ума» не вызывала столь сильный интерес. На протяжении всего XIX – и начала XXвв. русская критическая мысль возвращалась к пьесе. Пьеса оказала большое влияние на развитие прогрессивной критики.
Н.А. Полевой. Журнал «Московский телеграф» «Ещё ни в одной русской комедии не находим мы таких острых новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в комедии «Горе от ума». Первое печатное высказывание. Высокая оценка пьесы: Злободневность. Верность действительности. Типичность образов.
М.А. Дмитриев «Замечания на суждения «Телеграфа». Журнал «Вестник Европы». Дмитриеву не понравился и язык пьесы, потому что в ней «господствует смешенье языков французского с нижегородским», пересекаются разговорный и книжный стили, язык «жёсткий, неровный, неправильный». Грибоедов удачно изобразил некоторые портреты, но не смог изобразить нравы общества. В пьесе отсутствует полноценный драматический конфликт. Чацкий – умный сумасброд, «который злословит и говорит всё, что ни придёт в голову: естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе…»
Статья Дмитриева вызвала бурю негодования среди почитателей таланта Грибоедова. А.А. Бестужев-Марлинский «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825гг.». Альманах «Полярная звезда». «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных». В пьесе воспроизведена сама жизнь. Это «живая картина московских нравов». «…феномен, какого не видали мы от времен «Недоросля».
О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе от ума» и о характере Чацкого». Журнал «Сын Отечества». Подчеркнул новаторство Грибоедова-драматурга. Сказал о верности изображения общественных нравов. Отверг нападки в адрес Чацкого (это персонаж живой и поэтому не лишен недостатков). Слабостями Чацкого считал заносчивость и нетерпимость. «Характер Чацкого схвачен…с удивительной верностию, таков вообще характер людей пылких…»
О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе от ума» и о характере Чацкого». Журнал «Сын Отечества». Не согласился с упреками в адрес языка и стихов комедии. «Грибоедов соблюл в стихах всю живость языка разговорного; самые рифмы у него нравятся своею новостью и в чтении заставляют забывать однозвучие ямбического метра и однообразие стихов рифмованных». Отверг претензии Дмитриева по поводу «бранчивого патриотизма» Чацкого. Однако статья Сомова лишь подлила масла в огонь.
А. Писарев «Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе от ума». Журнал «Вестник Европы». Повторил суждения Дмитриева. Упрекнул в подражательности. Критиковал композицию. На образ Чацкого не обратил внимание. Посчитал дурным тоном излишества в употреблении разговорного языка. «…иной, не умея сам сказать эпиграмму, радуется, найдя в г. Грибоедове множество новых готовых на всякие случаи».
В.Ф. Одоевский «Замечания на суждения Мих. Дмитриева о комедии «Горе от ума». Журнал «Московский телеграф». Характер Чацкого вызвал несомненное одобрение. Отверг возможность заимствования. Дал высокую оценку языку пьесы. «…непринуждённый, лёгкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него одного в слоге находим мы колорит русский…»
А.С. Пушкин неоднократно высказывался о пьесе Грибоедова «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу…Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался». Пушкин увидел в Чацком собственные черты. Человеку свойственно осуждать в других то, что есть в собственном характере. Цель Грибоедова была в создании «характеров и резкой картины нравов». Наиболее интересными ему показались Скалозуб и Фамусов. «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это?...Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»
«Пьеса «Горе от ума поставила его наряду с первыми нашими поэтами» (А.С. Пушкин) Юрий Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара» Полемика была такой долгой и бурной, что в неё вмешался сам Грибоедов, призвавший и своих друзей, и своих недругов закончить дебаты по поводу пьесы.
Журнал «Московский телеграф» Появление первых печатных изданий. Первые драматические постановки комедии. В.Ф. Ушаков причислил комедию к «тем редким явлениям, которые составляют важную эпоху в истории словесности и могут назваться знамениями века». К.А. Полевой назвал пьесу «произведением своего века и народа».
1831 г. – первая постановка в московском Большом театре. И.В. Киреевский написал рецензию в журнале «Европеец», отметив, что с течением времени комедия не утрачивает своей общественной злободневности и остроты. Н.И. Надеждин в журнале «Телескоп» признал историческое значение пьесы, но указал на её противоречивость и драматургические недостатки.
Отзывы О.И. Сенковского, П.А. Плетнёва, П.А. Вяземского. Н.В. Гоголь в статье «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность?» дал развернутую характеристику пьесе. Рассмотрел её в связи с развитием сатирического направления в русской литературе. Заявил о её несомненном влиянии на дальнейшее развитие русской драматургии.
Статьи В.Г. Белинского: «Литературные мечтания. Элегия в прозе». «Горе от ума», комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова». «Разделение поэзии на роды и виды». «Русская литература в 1841 г.» (Грибоедов был поставлен в ряд крупнейших писателей XVIII- начала XIX века, охарактеризован как «творец русской комедии…русского театра», а «Горе от ума» представил как «первую русскую комедию».)
Демократическая критика 1850-1860-х гг. А.И. Герцен Н.П. Огарев Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов Д.И. Писарев Была дана высокая оценка пьесы.
И.А. Гончаров «Мильон терзаний» 1871 год. Выдающееся проявление русской критической мысли. Неповторимое художественное произведение.
О языке пьесы написал как о выдающемся явлении. Обосновал свою точку зрения о достоинствах «Горе от ума» как драматического произведения. Гончаров рассмотрел комедию как «картину нравов, галерею живых типов и вечно острую жгучую сатиру». Глубоко проанализировал образ Чацкого, «без которого не было бы комедии…». Дал анализ образа Софьи. Не обошёл вниманием второстепенных персонажей.
Итог обсуждения пьесы А.А. Блок в статье «О драме», опубликованной в журнале «Золотое руно» в 1907 году, написал: «Горе от ума» , я думаю, - гениальнейшая русская драма». С этим мнением в XX веке уже никто не спорил. Комедия Грибоедова до сих пор занимает достойное место в репертуаре русских театров.
Домашнее задание: Прочитать статью Гончарова «Мильон терзаний» и написать её конспект. Место комедии «Горе от ума» среди других произведений русской литературы. Образ Чацкого среди других героев литературы. «Горе от ума»- комедия нравов эпохи. Язык композиции комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума». Принести презентации по образам главных героев (работа в группах).