Коран в творчестве Пушкина

Коран в творчестве Пушкина - Скачать Читать Лучшую Школьную Библиотеку Учебников
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Коран в творчестве Пушкина:
Презентация на тему Коран в творчестве Пушкина к уроку по литературе

Презентация "Коран в творчестве Пушкина" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru

Исследовательская работа по литературе на тему «Коран в творчестве Пушкина»
1 слайд

Исследовательская работа по литературе на тему «Коран в творчестве Пушкина»

Цель: рассмотреть влияние Священной Книги мусульман на мировоззрение великого русского поэта и на ег
2 слайд

Цель: рассмотреть влияние Священной Книги мусульман на мировоззрение великого русского поэта и на его творчество. Задачи: - проанализировать материалы о жизни и творчестве А.С.Пушкина и определить причины его обращения к Корану и его отношение к религии Ислам - выявить степень совпадения содержания и поэтического языка Корана с языком «Подражаний Корану» и стихотворения «Пророк»

Актуальность исследования Тема влияния восточного, в частности, исламского мировоззрения на творчест
3 слайд

Актуальность исследования Тема влияния восточного, в частности, исламского мировоззрения на творчество Пушкина стала разрабатываться ещё в начале XX века, но и по сей день существует много неясных вопросов, касающихся взаимодействия русской культуры первой половины XIX века и культуры Востока, повлиявшей не только на творчество великого Пушкина, но и на всю последующую русскую культуру и литературу. Поэтому исследование роли и места Корана в творчестве А.С.Пушкина мы считаем актуальным, а на фоне введения в российских школах основ религиозной культуры еще и нужным.  

Соприкосновение поэта с миром Ислама и время знакомства с Кораном С Кораном Пушкин познакомился еще
4 слайд

Соприкосновение поэта с миром Ислама и время знакомства с Кораном С Кораном Пушкин познакомился еще в Лицее. Из лекций профессора истории И.К.Кайданова лицеисты получали первое представление о древнейших религиях, Исламе, об арабской и персидской литературе. А первая встреча поэта с миром Ислама произошла во время его путешествия по Северному Кавказу, Крыму и Бессарабии. Он видел памятники культуры мусульман, вслушивался в молитвы, наблюдал и размышлял о мусульманах. Первый поэтический отклик на знакомство с доселе незнакомым ему миром – это первая южная пушкинская поэма «Кавказский пленник», в которой содержится красочное описание мусульманского праздника Ураза байрам у черкесов.

В Крыму, где поэт познакомился с жизнью, обычаями и мировоззрениями крымских татар Гурзуфа, Алупки,
5 слайд

В Крыму, где поэт познакомился с жизнью, обычаями и мировоззрениями крымских татар Гурзуфа, Алупки, Кикинеиза и Бахчисарая, Пушкин пробыл всего около месяца. Вернувшись в Михайловское, Пушкин еще раз вспоминает «немолчный говор» и «поэтические слезы» бахчисарайского фонтана. Но представление восточной культуры как культуры исламской началось у А.С.Пушкина позже. В 1825 году он подробно изучает Священную книгу мусульман во французском переводе во время Михайловской ссылки. Сосланный поэт, страдающий от несвободы и конфликтующий с отцом, скрылся «в сень уединенья». Обращение великого поэта к Корану произошло в назначенный час по воле Божьей, помогло метущейся душе поэта обрести спокойствие.

Отношение Пушкина к Корану, изменения в мировоззрении Пушкина. В Коране русский поэт нашел много нов
6 слайд

Отношение Пушкина к Корану, изменения в мировоззрении Пушкина. В Коране русский поэт нашел много нового и интересного. Вот как писал он об этом: В пещере тайной, в день гоненья, Читал я сладостный Коран. Внезапно ангел утешенья, Взлетев, принес мне талисман. Коран привлек его как произведение большой и весьма своеобразной художественной силы, как замечательный образец восточной поэзии... Однако, видимо, еще больше чем поэтическая сторона, привлек Пушкина страстно-пропагандистский, зажигательно "пророческий" тон Корана, воинственно-героический его дух». Исследуя творчество поэта и определяя его отношение к Исламу, было бы неполным без рассмотрения его родословной, берущей начало от арабов. Прадед Пушкина Ибрагим Петрович Ганнибал имел мусульманские корни, следовательно, в жилах Пушкина текла и мусульманская кровь, которая, на мой взгляд, является одной из причин обращения поэта к Корану.

Трудно переоценить значение этой книги для поэта, страдающего в «дни гоненья». Известно, что Коран б
7 слайд

Трудно переоценить значение этой книги для поэта, страдающего в «дни гоненья». Известно, что Коран был первой религиозной книгой, к которой обратился А.С.Пушкин. Эта книга, в которой он нашел новые идеи, образы, впоследствии привела его к Библии. На протяжении нескольких лет Коран оставался источником вдохновения для великого поэта. И именно она, священная книга мусульман, заставила Пушкина переосмыслить свою миссию поэта и свое предназначение: «Мужайся ж, презирай обман, Стезёю правды бодро следуй, Люби сирот и мой Коран Дрожащей твари проповедуй» По мнению современников, именно знакомство с Кораном помогло Пушкину пережить кризис былых романтических настроений.

Поэзия Корана, отразившаяся в «Подражаниях» и «Пророке». Глубоко прочувствовав высокий пафос Корана,
8 слайд

Поэзия Корана, отразившаяся в «Подражаниях» и «Пророке». Глубоко прочувствовав высокий пафос Корана, А. С. Пушкин в 1824 году написал великолепный цикл из девяти стихотворений «Подражания Корану». При создании «Подражаний Корану» А.С.Пушкин сознательно выбрал и поэтически отобразил религиозные истины, заложенные в Коране. Отражение поэтического языка Корана в стихотворении «Подражания Корану»:

Изобразительно-выразительные средства Характеристика особенностей поэтического языка Корана Язык «По
9 слайд

Изобразительно-выразительные средства Характеристика особенностей поэтического языка Корана Язык «Подражаний Корану» Метафоры Очень умеренное количество Тоже мало: под сенью сладкой тишины, дети пламенных пустынь Метонимии Почти отсутствуют Лишь три: главу его, язык твой одарил, да не дерзнет порок Сравнения «Коран любит сравнения» Как лен, елеем напоенный; В лампадном светит хрустале; Знай, все твои дары подобны горсти пыльной; Эпитеты Употребляются охотно Сень успокоенья; стезя правды; суета света; слово гнева

Рассматривая особенности синтаксиса Корана и «Подражаний Корану», я выявила следующие совпадения: Ко
10 слайд

Рассматривая особенности синтаксиса Корана и «Подражаний Корану», я выявила следующие совпадения: Коран «Подражания Корану» Краткость, отрывистость фраз, отсутствие описательных оборотов и вводных предложений Тоже отличается обилием кратких отрывистых фраз: нет, не покинул я тебя; мужайся, презирай обман; люби сирот; земля недвижна; слава вам

Язык «Подражаний Корану» является образцом эмоциональной речи, все, почти без исключения, риторическ
11 слайд

Язык «Подражаний Корану» является образцом эмоциональной речи, все, почти без исключения, риторические фигуры здесь присутствуют: Лексические повторы Клянусь(4 раза)До утра(3 раза)Не я ль (2 раза)За то ль (3 раза) Восклицания Клянусь! Нет не покинул я тебя! и др. Риторические вопросы Не я ль в день жажды напоил? Не я ль язык твой одарил? Почто ж кичится человек?

Тематическое соответствие «Пророка» и «Подражаний». Обращение к Корану, интерес к этой книге сыграли
12 слайд

Тематическое соответствие «Пророка» и «Подражаний». Обращение к Корану, интерес к этой книге сыграли свою роль и при создании стихотворения «Пророк», в котором тоже прослеживается связь с восточным преданием об избрании пророка Мухаммеда. Сравнивая содержание этих двух произведений, меня поразило их тематическое соответствие :

«Подражания Корану» «Пророк» 1. И путник усталый на бога роптал: Он жаждой томился и тени алкал. В п
13 слайд

«Подражания Корану» «Пророк» 1. И путник усталый на бога роптал: Он жаждой томился и тени алкал. В пустыне блуждаятри дня и три ночи, 1. Духовной жаждою томим, Впустынемрачной явлачился, 2. И кладезь под пальмою видит он вдруг. 2. И шестикрылый серафим На перепутье мне явился; 3. Настал пробужденья для путника час; Встает он и слышит неведомыйглас: 3. И богагласко мне воззвал: 4. «Давно ли в пустынезаснултыглубоко?» 4.Как трупв пустыне ялежал, 5. Ичудов пустыне тогда совершилось: Минувшеев новой красе оживилось; Вновь зыблется пальма тенистой главой; Вновь кладезь наполнен прохладой и мглой. И ветхие кости ослицы встают, И телом оделись, иревиздают; Ичувствуетпутник и силу, и радость; 5. Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, … Моихушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: … И он к устам моим приник, И вырвал грешный мой язык, 6. В крови заиграла воскресшая младость; Святые восторги наполнили грудь: И с богом ондале пускается в путь. 6. «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,  И,обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

«Подражания Корану» в оценке современников. В.Г.Белинский, отмечая "удивительную способность&qu
14 слайд

«Подражания Корану» в оценке современников. В.Г.Белинский, отмечая "удивительную способность" поэта "легко и свободно переноситься в самые противоположные сферы жизни", называл "Подражания Корану" "блестящим алмазом в поэтическом венце Пушкина".

А великий русский писатель Ф.М.Достоевский, читая отрывки из «Подражаний Корану» вопрошал своих слуш
15 слайд

А великий русский писатель Ф.М.Достоевский, читая отрывки из «Подражаний Корану» вопрошал своих слушателей на пушкинском юбилейном вечере:«...Разве тут не мусульманин, разве это не самый дух Корана и меч его, простодушная величавость веры и грозная кровавая сила ее?» Да, Пушкин был чрезвычайно восприимчив к иным национальным мирам и культурам, и в его творчестве, по словам Ф.М. Достоевского, “засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении”

Другие обращения Пушкина к восточной теме. «Подражания Корану» - далеко не единственное и не случайн
16 слайд

Другие обращения Пушкина к восточной теме. «Подражания Корану» - далеко не единственное и не случайное обращение А.С.Пушкина к восточному миру. Пушкинисты насчитывают в творческом наследии поэта более 50 произведений, так или иначе - сюжетами, образами, какими-то ассоциациями - связанных с Востоком .Восток привлекал русского поэта на протяжении всего его творчества: “Южные поэмы” Пушкина, да и “Руслан” весь преисполнен восточных мотивов: Черномор-маг – звездочет; и сказки Пушкина - восточные: Салтан-султан, Шемаханская царица в паре со звездочетом…; райские сады Черномора, где Людмила - что гурия в исламском раю-гареме; Ратмир – хан…

Заключение. Проведенное нами исследование показало, что в священной книге мусульман великий русский
17 слайд

Заключение. Проведенное нами исследование показало, что в священной книге мусульман великий русский писатель А.С.Пушкин нашел новые идеи, образы, чувства, которые стали составной частью его мировоззрения и творчества. Пушкин, внес решающий вклад в то, чтобы при сопоставлениях христианства и ислама выйти из антономии “свое - чужое”, тем самым надолго определил отношение русской литературы к исламу. Пушкин был поэтом с большой буквы. Он, как и мы с вами, был человеком в обычном смысле этого слова, светским львом своего времени. Но об одном мы можем смело говорить, и имеем на это полное право: Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт — признавал истинность Ислама! И мы по праву можем гордиться этим!

Использованная литература: 1. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. 2. А.Пушкин. Избран
18 слайд

Использованная литература: 1. Коран. Перевод смыслов и комментарии В. Пороховой. 2. А.Пушкин. Избранные сочинения в 2-х томах. - Казань: Таткнигоиздат, 1978. 3. Харис Салихҗан. А.Пушкин hәм Г.Тукай иҗатында Коръән аhәңнәре. Казан. Татарстан китап нәшрияты. 2002 4. М.А.Цявловский. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 5. Жизнь Пушкина. Составитель В.В.Кунин. Москва, 1988. 6.И.М.Назарбеков. Еще раз о Пушкине и Тостом. Истинная вера гениев. Бишкек, 2006. 7. И.Ермаков. Ислам в русской литературе XV-XX в.в. Восточный сборник, 1972. 8. Я.Г.Сафиуллин. Разговор c Востоком: Коран в творчестве А.С.Пушкина. - Казань. - 1999. - №12. - с. 96.

Отзывы на edulib.ru"Коран в творчестве Пушкина" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать