Михаил Шолохов «Тихий Дон»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 357
Презентация "Михаил Шолохов «Тихий Дон»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
История создания романа Главные герои Жизнь казачества Первая Мировая война Февральская революция. Временное правительство Октябрьская революция. Гражданская война Возможное продолжение истории Критика о романе Постановки в театре. Экранизации
История создания романа «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса. Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то... Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».
Тома 1—3 написаны с 1926 по 1928 год, опубликованы в журнале «Октябрь» в 1927—1930 гг. (3 том - с сокращениями и цензурной правкой). Том 4 закончен в 1940 году, опубликован в «Роман-газете» в 1940 году.
Система персонажей Пантелей Прокофьевич Ильинична Петро Григорий Наталья (жена) Аксинья Астахова (любовница) Дуняша
«Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства.» Ильинична – хранительница очага, продолжательница казачьего рода, «мудрая и мужественная старуха». И. признается Наталье, что многого натерпелась от мужа. И изменял он ей, и бил почти до смерти. Но все вытерпела Ильинична ради долга: семьи и детей.
Дуняша Петро «Дуняшка – отцова слабость – длиннорукий, большеглазый подросток.» Строптивой и гордой казачкой выросла самая младшая из Мелеховых. «Старший сын, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в бурной повители пшеничного цвета волос, кареглазый.» Во время Гражданской войны выступал за белых. Был расстрелян Мишкой Кошевым.
Григорий Мелехов «Григорий в отца попер: на полголовы выше Петра…такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей.» Григорий немало унаследовал от своего деда Прокофия: вспыльчивый, независимый характер, способность к нежной, самозабвенной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась не только во внешнем облике Григория, но и в его жилах, и на полях боёв, и в строю. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов смолоду берёг казачью честь, понимаемую им шире, чем просто военная доблесть и верность долгу.
Аксинья Астахова и Наталья Коршунова У Аксиньи "точеная шея", "пушистые завитки волос", "зовущие губы". Это натура страстная, пылкая. Любовь к Григорию озарила ее безрадостную жизнь. Зная, что и Григорий ее любит, Аксинья готова нарушить все правила, установленные жизнью, ее не пугает ни общественное мнение, ни побои нелюбимого, пьющего и гулящего мужа. Независимая и свободолюбивая, Аксинья всюду готова следовать за Мелеховым, не раздумывая, разделить с ним и радости, и печали. Ни позор, ни осуждение не останавливают ее. Любовь стала для этой женщины путеводной звездой, Наталья - верная жена и очень заботливая мать, работящая, терпеливая, отзывчивая, доброжелательная, умеющая прощать. Беззаветно любя мужа, Наталья понимает, что его сердце привязано к другой женщине, но она молча страдает, не жалуясь никому. Самоотверженно несет она свой крест, дожидаясь возвращения непутевого мужа. Наталья — натура прямая, она не умеет ни обманывать, ни лицемерить.
Дон «Крутой восьмисаженный спуск меж замшелых в прозелени меловых глыб, и вот берег: перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки и дальше – перекипающее под ветром вороненой рябью стремя Дона. На восток, за красноталом гуменных плетней, - Гетманский шлях, полынная проседь, истоптанный конскими копытами бурый, живощой подорожник, часовенка на развилке; за ней – задернутая текучим маревом степь.»
Труд тоже был очень важен для казаков. «…представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозёма, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза.» Большое значение казаки придавали хозяйству. «…заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью.»
Важнейшее место в жизни любого казака занимала семья. ЧЕСТЬ КАЗАКА «Степан вылез из-за стола, перекрестился. -Расскажи, как мужа ждала, мужнину честь берегла? Ну? Страшный удар в голову вырвал из-под ног землю, кинул Аксинью к порогу.»
Казакам тяжело на службе. Их тянет домой, к Дону. «-Погано тут, ребяты! -Мочи нету! -А вахмистр – вот сука-то! Копыты коню промывать заставляет. -Теперя дома блины трескают, масленая… -Девку зараз бы пошшупал, эх! -Я, братушки, ноне во сне видал, будто косим мы с батей сено в лугу, а миру крогом высыпало, как ромашки за гумнами…»
«На нём не было фуражки, не было и верхушки черепа, чисто срезанной осколком снаряда; в порожней черепной коробке, обрамленной мокрыми сосульками волос, светлела розовая вода – дождь налил. За ним в распахнутой тужурке и изорванной гимнастерке лежал плотный, невысокий, без лица; на обнаженной груди косо лежала нижняя челюсть, а ниже волос белела узкая полоска лба с опаленной, скатавшейся в трубочки кожей, в середине между челюстью и верхушкой лба – обрывки костей, черно-красная жидкая кашица.»
Недовольство Временным правительством. «Сергей Платонович тупо оглядел свои старые резиновые боты, сказал, с болью выплевывая слова: -Государственная Дума будет править. Республика будет у нас. -Достукались, мать те черт! -Раз равенство – значит, с мужиками нас поравнять хочут… -Вот, старики, до чего довели Россию. Сравняют вас с мужиками, лишат вас привилегий, да еще и старые обиды припомнят. Тяжелые наступают времена.»
Красные приходят в станицы… «-А вы кто такие будете? -Мы-то? Красногвардейцы Второй Социалистической армии. … -Мы широко плотим! У Красной гвардии грабежу нету. Казак в сопровождении китайца и другого, оглядываясь, вышел из хаты. Едва лишь спустился с крыльца, - услышал плачущий голос жены. Он вбежал в сени, рванул дверь…Кубанец…тянул хозяйку в полутемную горницу… Казак широко шагнул, собой заслонил жену. Голос его был вязок и тих: -Ты пришел в мой курень гостем…на что обижаешь бабу?..Я твоего оружия не боюсь!»
Встреча красных и белых. Казнь отряда Подтелкова. Но наступает время казни. И не станут жалеть отряд Подтелкова. Их безжалостно казнят. «-Пустите, братцы! Братцы! Милые! Братушки! Что же вы делаете?! У меня детишки!..» Кажется, что встретились две непримиримые стороны, однако они радостно приветствуют друг друга. «-Кум, Данило! Кум! Христос воскресе! -Воистину воскресе! – слышался звучный чмок поцелуя»
В третьем и четвертом томе ведется рассказ о Гражданской войне. Гражданская война пришла в каждый дом, унесла множество жизней. Из главных героев в живых останется лишь Григорий и Дуняшка. История семьи Мелеховых заканчивается тем, что Григорий приходит домой в 1922 году и видит сына Мишатку: «Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот дома, держал на руках сына.» Дальнейшую судьбу главного героя можно легко угадать. Он воевал и с красными, и с белыми, так что его никто бы не хотел видеть в живых. Спокойно пожить ему вряд ли удастся.
Но это еще не конец… Борис Алмазов – человек, который написал множество книг об истории казачества. Мне довелось прочесть книгу, в которой одна из глав была посвящена «Тихому Дону». Историк рассказывает о человеке, чья судьба была схожа с судьбой Григория Мелехова. Для простоты понимания он даже дает ему фамилию героя «Тихого Дона». После своего возвращения Григорий был отправлен в ГУЛАГ. Его сына, Мишатку, растили Дуняшка и Мишка Кошевой. Однако молодой Мелехов ненавидел Кошевого и ушёл из дома. Мелехов женился на казачке. У него родился сын, которого назвали Григорием. Сын вырос и стал работать в одном из лагерей. Однажды в 50е Михаил приехал навестить своего сына. Какой-то дряхлый старичок мыл пол в кабинете. Михаил признал в нём отца…
Критика о романе Уже с начальной публикации первого тома большинство критиков отметили высокий художественный уровень книги, способность к обобщению и тонкую наблюдательность автора. Роман получил блестящие отзывы от корифеев советской литературы Серафимовича и Горького. Было и противоположное мнение: что это не цельный роман, а набор эпизодов (Брехт и Грин). Часть литературоведов считает, что существуют серьёзные основания полагать, что Шолохов не является подлинным автором романа. Прежде всего сам Шолохов был очень молод, когда начал писать роман. Удивительно, что такое глубокое и зрелое произведение, он начал писать примерно в 22 года, до этого издав только сборник рассказов. Написал первые книги с большой скоростью : два первых тома (около 40 печатных листов) за 2.5 года. Это тем более странно, что Шолохов был малообразованным человеком — окончил всего 4 класса школы. Среди тех, кто открыто обвинял Шолохова в плагиате, был Александр Солженицын. В 1999 году специалистами РАН были обнаружены считавшиеся потерянными рукописи 1 и 2 книг «Тихого Дона». После трёх экспертиз — графологической, текстологической и идентификационной, — авторство романа было окончательно подтверждено за Шолоховым.
Сталинская премия 1941 года Нобелевская премия по литературе 1965 года. Шолохов остался в истории единственным писателем эпохи социалистического реализма, который получил Нобелевскую премию с официального разрешения советских властей.
Оперы Ивана Дзержинского «Тихий Дон» — опера в 4 действиях, 6 картинах, либретто Л. Дзержинского по 1-й и 2-й книгам романа. Опера обошла большинство сцен Советского Союза. «Григорий Мелехов» — опера по заключительным книгам романа, написанная в 1967 году Балет «Тихий Дон» — балет Леонида Клиничева. Экранизации 1930 — «Тихий Дон» — режиссёры Ольга Преображенская, Иван Правов 1958 — «Тихий Дон» — режиссёр Сергей Герасимов 1992 — «Тихий Дон» — режиссёр Сергей Бондарчук