Образ лирической героини в поэзии Марины Цветаевой
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 299
Презентация "Образ лирической героини в поэзии Марины Цветаевой" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
По моему мнению, Марина Ивановна Цветаева – это поэтесса, которая не может остаться незамеченной. Это поразительный феномен не только русской поэзии, но прежде всего русской культуры, богатства которой столь неисчерпаемы. Самобытность Цветаевой, ее необыкновенный талант, чувство Родины и любви, эпатаж, максимализм, свойственный юности - все это привлекает молодежь. Я выбрала для своего экзаменационного реферата именно Марину Цветаеву и поставила себе цель глубже познакомиться с ее творчеством и узнать больше о ее судьбе, как оказалось, очень тяжелой и трагичной. При подготовке реферата мною были определены следующие задачи: обзор монографической литературы по теме, составление плана реферата, составление библиографии, содержащей материалы по теме моего реферата.
Творчество М. Цветаевой принесло в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями. Лирических тем в творчестве Цветаевой М.И. очень много, но я выделила три основные темы: тема Поэта, тема Любви и тема Родины. О них и пойдет мой рассказ далее.
В один из московских осенних дней тысяча девятьсот десятого года из Трехпрудного переулка, что близ Патриарших прудов, вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И. Мамонтова. В руках у нее была внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность, «Гордость и робость», что пронизали всю ее последующую жизнь и поступки. В этот знаменательный день, - точная дата его, к сожалению, неустановима, - Марина Цветаева, которой 26 сентября по старинному стилю исполнилось восемнадцать лет, постучалась в двери русской литературы…
Главная тема, "святая святых" лирической героини Цветаевой - высокое предназначение поэта, которое достигается отречением от пригибающих душу к земле страстей. Так в лирику Цветаевой вошел образ парящего над поэтом крылатого гения вдохновения, знаменательно, что это - не Муза, а мужское его воплощение. Цветаевский образ вдохновения по главной сути близок к пушкинскому, хотя Пушкин и не считал вдохновение привилегией поэтов.
Гениальность поэта, в ее представлении, предполагает не только согласие со свободной стихией творчества, но и овладение ремеслом. Цветаева не гнушалась этого слова. В многожанровой цветаевской прозе неизменно присутствовал поэт. Цветаева считала творчество поэта работой, которую необходимо выполнять идеально, доводя до совершенства. Но эта работа не могла продвигаться без повелений голоса свыше. Именно этот голос свыше приносит вдохновение, которое выше всех страстей человеческих и без которого не появилось бы на свет ни одно стихотворение Марины Цветаевой.
Осмысливая свое положение в русской поэзии, Цветаева отнюдь не принижает собственных заслуг. Так, она естественно считает себя "правнучкой" и "товаркой" Пушкина, если не равновеликой ему, то стоящей в том же поэтическом ряду. Она так самоотреченно была влюблена в поэзию, что часто в других любила ее больше, чем в себе. Отсюда столько посвящений великим поэтам.
Печальные события – кончины поэтов, которых Цветаева любила и чтила, - служили другими поводами, вдохновлявшими поэтессу на очерки-реквиемы. Особняком стояла «пушкиниана» Цветаевой – очерки «Мой Пушкин (1936) , Пушкин и Пугачев» (1937). Они тоже автобиографичны, особенно первый, - но, конечно, главный их герой – вечно современный, живой, неотразимый, цветаевский и всемирный Пушкин… В стихотворении "Встреча с Пушкиным" она воображает встречу с великим поэтом. По-человечески она ощущает его таким же, вполне реальным существом, как и она сама; ему можно распахнуть свою душу, что она и делает: "Встреча с Пушкиным" - стихотворение - исповедь, оно не о Пушкине, а о себе. Русские поэты еще много раз будут открывать для себя нового Пушкина, но мне более по душе цветаевский Пушкин — воплощение красоты, мужества, ума и бесконечности.
В Коктебеле, живя у Волошина, старшего, верного друга, благословителя ее на путь поэзии, она встретилась с Сергеем Эфроном; он был круглым сиротой, сыном революционных деятелей, близким к народническим кругам, - на год моложе ее. С этого момента кончилось «трагическое отрочество» и началась «блаженная юность». В январе 1912 года Цветаева вышла за Эфрона замуж. "Писала я на аспидной доске…" - так называется стихотворение, посвященное мужу. В нем Цветаева признается в любви: четырехкратный повтор слова "любим" говорит о желании этого чувства, о радости, о счастье. Огромная человеческая преданность и восхищение выражены в стихотворении "Я с вызовом ношу его кольцо!"
В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна. В апреле Цветаева родила вторую дочь. Она собиралась назвать ее, в честь Ахматовой, Анной, но потом передумала: «ведь судьбы не повторяются», - и назвала Ириной. Осенью девятнадцатого – в самое тяжелое время – Марина Ивановна отдала своих девочек в подмосковный приют; вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале двадцатого потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения и тоски… Таково было за эти четыре года ее хождение по мукам «Жизни, где мы так мало можем»…
1 февраля 1925 года у Цветаевой родился мечтанный сын Георгий – в семье его будут называть Мур. Как и любого поэта, тема любви не могла обойти творчество Цветаевой. Любовь для нее самое сильное чувство на земле. Ее лирическая героиня не боится смело говорить о своих чувствах, не боится позора, связанного с признанием в любви. Высоту, на которую Цветаева поднимала в стихах своего мужа, под силу было выдержать только человеку безукоризненному. Она еще не могла предположить, что "роковые времена" не за горами.
Любовь к родине - истинно поэтическое свойство. Без любви к родине нет поэта. Событие, перевернувшее всю последующую жизнь Цветаевой, произошло 14 июля 1921 года. В этот день она получила «благую весть» - первое за четыре с половиной года письмо от мужа. Он находился, после разгрома белой армии и бегства за границу, в Чехословакии и учился в Пражском университете. Цветаева мгновенно и бесповоротно приняла решение ехать к Сергею Яковлевичу. Без него она не мыслила своего существования. Увлечений в ее жизни – «топлива» для творческого костра, которое, отгорев, рассеивалось навсегда, - было и будет немало; любовь останется одна до конца дней…
Среди патриотических стихотворений Цветаевой есть одно совершенно удивительное - "Тоска по родине! ", где все нужно понимать наоборот. Такие пронзительные, глубоко трагические стихи мог написать только поэт, беззаветно влюбленный в родину и лишившийся ее.
Несмотря на почти физическую боль от непонимания и неприятия ее пэзии в родной стране, ее лирическая героиня сюда возвращается. Стихи, написанные во время эмиграции Цветаевой, выражают ту нежную, трепетную и огромную любовь, которую она испытывала к России, ту бурю эмоции, которую невозможно было остановить, да, наверное, она и не пыталась этого сделать.
Восьмого августа Цветаева с Муром уехала пароходом из Москвы в эвакуацию; восемнадцатого прибыла, вместе с несколькими писателями, в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, - где, в основном, находились эвакуированные московские литераторы, - Марина Ивановна съездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26-го августа 1941г.» А 31-го в воскресенье, когда все ушли из дому, повесилась. И оставила три записки: Асеевым в Чистополь – чтобы взяли к себе Мура, людям, которых просила помочь ему уехать – и сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».
На слова Цветаевой поют песни в известных кинофильмах, и эти песни стали популярными. Начиная с 1965 года произведения Марины Цветаевой - и поэзия, и проза, и переводы - становятся достоянием самого широкого читателя. Цветаеву печатает множество журналов, выходят сборники и альманахи; постоянно, год за годом выходят и книги. Общий тираж цветаевских изданий давно перешагнул за полмиллиона. Так возвращалось "домой" творчество Марины Цветаевой, которое "живет, и будет жить во славу своей страны".
Агеносов В.В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - Москва, " Дрофа", 1997 Биккулова И.А., Обернихена Г.А. Изучение поэзии " серебряного века" в школе. Методические рекомендации. - М.," Дрофа", 1994 Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой. - " Звезда", 1982, № 10 Саакянц А.М. Цветаева. Страница жизни и творчества. М., 1986 Цветаева М. Избранные произведения. - М., " Наука и техника", 1984 Цветаева М. Письма, М., " Новый мир", 1969, № 4 Цветаева А. Воспоминания; - М., "Советский писатель", 1984 Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой - М., СП, "Интерпринт", 1922.