Казахская литература
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 297
Презентация "Казахская литература" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Костанайский строительный колледж Костанай, 2008г. Казахская литература Хасенов Данияр БаЙболович
Содержание Введение Первая поэма человечества Книга отца нашего Коркута Махмут кашгари Абу Наср аль-фараби Ахмет Яссави Асан Каигы Мухамед Хайдар Дулати Кадыргали Жалаири Бухар Жырау Толе Алибекулы Казыбек Би Аитике Би Знаменитые деятели среднего жуза Земля казахов
Введение Казахская литература формировалась в течение длительного времени. Ее традиции восходят к далекому историческому прошлому – общему для развития многих литератур мира, в частности, к прототюркской и тюркской литературам. Очагами цивилизации в древнем мире были долины крупнейших рек: Нила, Инда, Тигра и Ефрата. Здесь, последовательно сменяя друг друга, возникали и развивались древние государства Шумер, Аккад, Персия и др. Не менее важным по вкладу в мировую культуру и литературу очагом цивилизации была так называемая Великая степь кочевых народов. В Великой степи тоже одни народы сменяли другие: уходили с исторической арены скифы (саки), появлялись сарматы, савроматы, затем гунны. Долины рек Орхона и Енисея, Иртыша и Урала, Днепра и Дуная становились центрами архаических государственно-племенных объединений. В древнюю эпоху жизнь этих кочевых народов и государств отражалась в первую очередь в письменных памятниках соседних народов Междуречья, Древней Греции, Древнего Китая. Литературными памятниками этих древних государств и народов являются эпос шумеров «Сказание о Гильгамеше», созданный, как предполагают ученые, в XYI веке до н. э., священная книга древних иранцев «Авеста» (1 тыс. до н. э.), труды греческого историка Геродота, донесшего до нас сведения о философе из Скифии Анахарсисе, о массагетской царице Томирис и т. д. VIII-I века до н.э. и первые пять веков н. э. Принято считать прототюркским периодом казахской литературы. Собственно тюркская литература возникла в VI-VIII веках н.э. Дошедшие до нас литературные памятники этой и более поздней эпох отражают жизнь , быт, обычаи, традиции, культуру, миропонимание, религию, фольклор предков современных казахов и других тюркских народов. С этого времени и вплоть до XIV века литературные памятники, созданные народами, населявшими громадные пространства Великой степи, носят общетюркский характер, их просто невозможно отнести к тому или иному тюркскому народу. Написанные на арабском, латинском, согдийском, древнетюркском, китайском, фарси и других языках, они являются памятниками тюркской и одной из наследниц – казахской литературы по географическому, этническому, культурному, историческому признакам. Со временем стали формироваться отдельные тюркские этносы, в том числе и казахский. В XIV веке образовалась Казахская орда – первое казахское государство. С этого времени начинается собственно казахская литература, у истоков которой стояли Асан Кайгы и Казтуган жырау.
Первая поэма человечества «Поэма о Гильгамеше» Одним из первых художественных письменных произведений является «Поэма о Гильгамеше». Это эпос шумеров, созданный в XXVI веке до н.э. Шумерский эпос о Гильгамеше был унаследован аккадскими государствами Вавилоном и Ассирией. В поэме два героя: Гильгамеш - царь города Урука и Энкиду – степняк, богатырь, сотворенный богами для соперничества с Гильгамешем. В эпических текстах Гильгамеш – сын урукского правителя Люгальбанды и богини Нинсун. Энкиду – (тюрк. «энкейды»-поклоняющийся) первый в истории мировой культуры образ-персонаж прототюрка, жителя Великой степи. До нас дошли пять шумерских поэм об урукском правителе: «Гильгамеш и Агга» - о борьбе Гильгамеша с Аггой, правителем шумерских городов. «Гильгамеш и гора бессмертия» - о походе молодых воинов во главе с Гильгамешем за кедрами, чтобы добыть себе славное имя, о борьбе героя и его войска с хранителем кедров чудовищем Хувавой (Хумбабой). «Гильгамеш и небесный бык» - о победе над чудовищным небесным быком. «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» о том, как Гильгамеш убивает исполинскую птицу Анзуду и змею, поселившихся на волшебном дереве хулуппу в саду богини плодородия, покровительницы Урука Инанны. Из корней этого дерева Гильгамеш делает «пукку» и «микку» (по предположению ученых, барабан и барабанные палочки),которые чуть позже провалились в подземный мир. Энкиду – в шумерских сказаниях является слугой Гильгамеша- берется вызволить пропавшие вещи из подземного мира. «Гильгамеш в подземном мире». Существует три версии аккадской поэмы о Гильгамеше. Наиболее полной из них является поэма «Сказание о Гильгамеше», автором которой считают урукского заклинателя Синликеуннинни. Она изложена в двенадцати песнях на глиняных «таблицах». Последняя песня представляет собой дословный перевод шумерской поэмы «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир»
Книга отца нашего Коркута» (Китаби дедем Коркут) «Книга отца нашего Коркута» — литературный, эпический памятник тюркских народов, отразивший его историю, быт, обычаи, образ мыслей и характеры. Сказания Коркута складывались в VII—VIII веках в среде огуз-кыпчакских племен, живших на берегу Сырдарьи. Передаваясь от поколения к поколению в течение столетий, они и по сей день не потеряли своего литературного, исторического, этнографического значения. Коныр – музыка Коркута Прежде всего интересна сама личность Коркута. Сведения, основанные на исторических фактах и «преданиях старины глубокой», гласят, что Коркут, живший в VIII веке около Сырдарьи, был легендарной личностью. Он был полководцем, известным сказителем, талантливым музыкантом и мудрым наставником. Благодаря своему происхождению (мать — из племени кыпчаков, отец — огуз), Коркут принадлежит как кыпчакам, так и огузам. Исторические материалы также свидетельствуют о том, что долгое время мудрый старец был государственным деятелем, советником при трех правителях. О том, что он был непревзойденным музыкантом, свидетельствуют сохранившиеся в народной памяти музыкальные произведения Коркута «Кюй Коркута», «Мелодия Коркута» и другие. Известные казахские акыны, певцы считали Коркута своим учителем. Согласно народным преданиям, Коркут искал для своего народа землю обетованную, жил долго и, хотя пришел к печальному заключению о том, что все имеет свой конец и обрел он бессмертие в музыке, мелодиях кобыза. И мечты его сбылись. Бессмертие обрели его творения: кюй, слова-назидания, сказания, пережившие I тысячелетие и снискавшие всемирную славу. До нашего времени дошли только два варианта рукописи «Книга отца нашего Коркута». Один из них хранится в Дрезденской городской библиотеке, надпись на ее титуле гласит: «Книга отца нашего Коркута» на языке племени огузов». Дрезденская рукопись включает 12 сказаний — огуз-наме.
МАХМУД КАШГАРИ (1029 - 1101) Махмуд Кашгари (XI в.) — великий филолог, автор «Диван лугат ат-турк» — первого толкового словаря на тюркском языке, известный путешественник. «Диван лугат ат-турк» является не только толковым словарем, но и подлинной энциклопедией народной жизни тюрков того периода. В качестве иллюстраций для пояснения значения слов автор умело использовал стихи, и песни, сказки и легенды, пословицы и поговорки. О Махмуде Кашгари сохранилось мало достоверных сведений. Известно, что родился он в одном из культурных центров средневековья, в городе Баласагун. Он принадлежал к высшим кругам караханидской знати.Отец Махмуда был эмиром, правителем города, ко вре мени рождения сына переселился в Кашгар, отсюда происхождение фамилии ученого. Будущий ученый основы знаний получил в Баласагуне и Кашгаре, затем продолжил обучение в Самарканде, Бухаре, Нишапуре, Мерве и Багдаде. В годы учебы он особенно интересовался арабской философией, арабской и персидским языками, восточной поэзией. В течение длительного периода Махмуд Кашгари изучал язык, фольклор, этнографию тюркских племен, их историю и обычаи. С этой целью он путешествовал, объездил огромную территорию от Кашгара, Семиречья, Хорезма, Мавераннахра, Древнего Рима, где проживали тюркские племена и собрал ценнейший материал, который обобщил в своем главном труде. Вот что об этом пишет сам Кашгари: «Хотя я происхожу из тюрок, которые говорят на самом чистом языке, ...которые по происхождению и роду своему занимают самое первое место..., я пядь за пядью исходил все степи тюрок. Я полностью запечатлел в уме всю живую рифмованную речь тюрок, туркмен, огузов, чигилей, ягма, кыргызов... И вот эту книгу — после столь долгого изучения и поисков — я написал самым изящным образом, самым ясным языком...» «Словарь тюркских наречий» — общее духовное наследие всех тюркоязычных народов. В этом словаре из всего многообразия лексики отобраны 6000 слов, понятные для всех тюрков. Вошедшие в словарь слова, пословицы, стихи дают полное представление об образовании новых слов, о правилах синтаксической сочетаемости.
Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг.) Абу Наср Мухаммед ибн Тархан ибн Узлач аль-Фараби ат-Турки – величайший ученый, философ, математик, астроном, музыкант и врач, широко известный на мусульманском Востоке как «Второй Учитель» (после Аристотеля). Будущий Великий ученый родился в городе Фараб на Сырдарье, в семье одного из тюркских племен, которое впоследствии вошло в этнический состав казахского народа. Он происходил из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина «тархан», употребляемого в этом значении в памятнике Кюльтегину. Известно, что город Фараб позже стал называться Отраром, развалины которого сейчас находятся в Южно-Казахстанской области. «В Отраре имелась библиотека, легенда о которой говорит, что она по числу книг была второй после знаменитой Александрийской библиотеки». Отрар X—XII вв. был крупнейшим экономическим и культурным центром на юге Казахстана. Не случайно, что из этого города вышли знаменитые ученые, поэты, музыканты, носившие также имя аль-Фараби. А именно: Абу Ибрагим Искан аль-Фараби, Исмаил аль-Жаупари аль-Фараби, Бурхан ад-Дип Ахмад аль-Фараби, Абу-л-Касым аль-Фараби, Махмуд аль-Фараби, Кауам ад-Дин аль-Фараби, Маула Мухаммад аль-Фараби, Бадр ад-Дин аль-Фараби, Исмаил аль-Хусайни аль-Фараби. Имя Абу Насра аль-Фараби прочно вошло в историю мировой науки и культуры. Он оставил после себя богатое научное наследие, охватывающее самые раз личные отрасли знаний. Ученый написал около 160 трактатов по философии, этике, эстетике, логике, лингвистике, литературоведению, музыке, математике, физике, астрономии и другим наукам. Имя аль-Фараби прославили такие труды, как «Слово о классификации наук», «Ответы на вопросы философов», «Книга букв», «О том, что должно предшествовать изучению философии», «О значении слова интеллект», «Отношение философии к религии» и многие другие.
Аль-Фараби уже в средние века выступил страстным защитником человеческого разума. Причем его убеждения основывались на солидарном фундаменте осмысления проблем экономики, политики, государственного устройства, семьи и воспитания детей. Он высказал в свое время смелые суждения об условиях разумного управления обществом. Среди наследия аль-Фараби большое место занимают его труды по этике. Этику он определил как науку, позволяющую отличать Добро от 3ла. Важное место в эпической концепции аль-Фараби занимает категория добра: «Добро является атрибутом сущности, и оно заключено в самой материи, в отличие от добра зло связано с небытием» Особый интерес для нас представляют его трактаты «Об искусстве поэзии», «Трактат о канонах.в искусстве поэзии». В этих трудах аль-Фараби высказывает ценные научные мысли по теории и истории литературы, объясняет сущность античного стихосложения, размышляет о размере, ритме, жанре, средствах художественного изображения стихов. Кроме того в этих трактатах дается определение таких понятий, как трагедия, дифирамб, комедия, ямб, драма, айнос, диаграмма, эпос и риторика, сатира, поэма, амфигенезис, акустика и др. естественные и божественные науки (физика, метафизика), гражданская наука и ее подразделы, юриспруденция и догматическое богословие. Этот труд аль-Фараби еще в X—XII вв. был переведен на древнегреческий и латинский языки, снискал широкую популярность среди европейских ученых. «Слово о классификации наук» справедливо считали энциклопедией средневековой науки. Большой интерес для современного читателя представляет книга «Рассуждение Второго Учителя аль-Фараби о значениях слова интеллект». Ряд работ аль-Фараби посвящен творческому осмыслению трудов греческих философов: «Об общности взглядов двух философов — божественного Платона и Аристотеля», «О целях книги Аристотеля «Метафизика», «О трактате Великого Зенона по (высшей) науке» и др.
Ахмед Яссави (1103 - 1166) Ахмед Яссави — выдающийся поэт, выходец из тюркоязычной среды, известный мыслитель исламского мира, один из основоположников софистической литера туры. Ахмед Яссави родился в городе Испиджаб (Сайрам). Год рождения поэта не известен, а умер он в 1166 г. Позже он поменял место жительства, переехав в город Яссы (Туркестан). Ахмед Яссави учился у широко известных в мусульманском мире шейхов: Арыстан Баба и Юсуфа Хамадани, получил образование в Бухаре. Затем поэт возвратился в Яссы. В мусульманских странах до сих пор ходят легенды, что основатель ислама , Мухаммед, незадолго до своей кончины передал своей дочери Фатиме хурму со словами, что плод этот должен быть отдан святому по имени Ахмед, который обязательно на Востоке. В 632 году, умирая, пророк обратился к народу с призывом найти преемника, способного принять у него символ ислама – аманат. Говорят, откликнулся Арстан-баба из рода шейхов, ведущий свою родословную от Хазрета Али, зятя и сподвижника самого Мухаммеда.
Асан Кайгы (Асан Печальный) 1361/1370 – после 1465 Имя Асана Кайгы широко известно в казахской степи. Рассказы об Асане широко бытуют в народе, ему приписываются многочисленные афоризмы, крылатые слова и выражения. Имя его приобрело ореол легендарности, он даже стал героем некоторых народных эпических поэм. Древние легенды покрыли туманом исторический образ Асана. Мало достоверного знаем мы о его жизни. Как утверждают казахские шежире, отца Асана звали Саятшы Сабит (Сабит-Сокольничий). Казахский историк Курмангали Халит-улы, автор замечательной книги «Тауарих хамса» (Казань, 1911), пишет, что Асан Кайгы — прямой потомок в шестом поколении современника Чингиз-хана знаменитого бия Майкы, про которого сложена казахская поговорка «У всех слов один корень, отец этого корня — бий Майкы». По утверждению Курмангали Халит-улы, некоторые годы своей жизни Асан Кайгы был в числе влиятельных его сановников сначала в Сарае, потом в Казани. По-видимому, накануне образования казахского ханства Асан появляется при дворе хана Джанибека. Неизвестна точная дата и место смерти Асана Кайгы. Согласно одному преданию, он умер в Жидели Байсыне, на территории современного Узбекистана. Другие предания говорят, что он похоронен на вершине горы Улутау. Чокан Валиханов писал, что могила Асана находится в районе Иссык-Куля. Неизвестно, и сколько лёт он прожил. В народных легендах это многое видевший старец. В одной легенде ему 95 лет, а в другой уже 120 лет. Не секрет, что в народных преданиях каждый мудрец изображается аксакалом в глубокой старости, поэтому нельзя считать эти данные точными. Но, видимо, Асан действительно прожил долгую жизнь. Еще до появления на берегах Чу вместе с ханом Джанибеком и Кереем, когда Асан находился в свите Улуг Мухамеда, он был уже почтенным старцем, аксакалом. Отсюда можно считать, что Асан Кайгы жил в пределах XV века.
Мухаммед Хайдар Дулати (1499-1551) Мухаммед Хайдар Дулати, ученый стоявший у истоков казахской историографии, выдающийся писатель, поэт, родился в 1499 году в семье, принадлежащей к древнейшему казахскому роду Дулат. Мать будущего ученого и поэта была дочерью моголистанского правителя Юнус-хана и родной сестрой матери знаменитого Бабура. Когда Хайдару Дулати исполнилось девять лет, в результате долгой междоусобной вражды был убит его отец. Спасенный доверенным человеком отца, мальчик оказался в Кабуле, где правил Бабур. Бабур окружил Хайдара теплом и заботой, дал ему прекрасное образование, которое Дулати продолжил при дворе своего дяди султана Саидхана. Когда в 1514 году султан Саидхан стал правителем Кашгарии, Хайдар практически сразу же занял важные придворные и военные должности. После смерти Саидхана на престол вступил его сын Абдаррашид, который устраивал гонения на членов рода Дулат. Попал в опалу и Хайдар Дулати, поэтому он был вынужден покинуть страну и бежать в Индию. В 1540 году Дулати оказался в Кашмире у одного из сыновей Бабура. Здесь он служил при дворе Великих Моголов, был участником многих походов, войн, а в 1541 году, не без помощи Бабуридов, Дулати завоевал Кашмир и до1551 года оставался его правителем. Он погиб в Кашмире во время восстания местного населения. Это произошло в 1551 году. Муххамед Хайдар Дулати был всесторонне образованным человеком и остался в памяти народа как великий ученый, писатель, поэт, государственный деятель и военачальник. Ценные материалы и важные сведения содержатся в его произведениях «Тарих-и-Рашиди» и «Джан-наме». Сочинения Дулати «История Рашида» - одно из самых значительных исторических и литературных памятников средневековья, содержащих сведения по истории, литературе, культуре народов Центральной Азии.
Кадыргали Жалаири (1530 - 1605) Кадыргали Касымулы Жалаири – казахский бии из рода жалаир (название рода служит и фамилией, указывающей на родовую принадлежность). Он был наставником и советником казахского султана Ураз-Мухаммеда, племянника хана Тевеккеля. В 1587 году, во время ястребиной охоты на берегу Иртыша, вместе с султаном Ураз-Мухаммедом он был взят в плен русским воеводой Данилой Чулковым и отправлен в Москву. Здесь Кадыргали Жалаири долгое время находился на положении почетного пленника и написал свое историческое сочинение «Джами –ат- Таварих» (Сборник летописей). В сборнике приводятся сведения о родовых, племенных, патриархально-феодальных- отношениях в казахском обществе, дается генеалогия казахских ханов и султанов, описывается их общественная и политическая деятельность, указывается казахских племен, приводятся сведения о знаменитых биях. Есть данные и о Чингизхане и о династии. Кроме того, он писал о русском царе Борисе Годунове и его племяннике – казахском султане Уразе – Мухаммеде. «Обширной земли христианской белый царь Борис Федорович, - писал Кадыргали, - имеет в своем окружении шесть ханов, своим народом правит справедливо, заботится о сиротах, да бедным помогает известный всем славный хан».
Бухар жырау (1668? – 1781) Бухар жырау Калкаманулы родился на территории нынешнего Баян-Аульского района Павлодарской области, у подножья горы Далба. Отец поэта Калкаман-батыр, по Бiлгенге маржан всей видимости, не был знатен и прославился исключительно благодаря своей личной храбрости. Конкретных сведений о том, где учился поэт, какую жизненную школу он прошел, почти не имеется. Известно только то, что выдвинулся из своей среды очень рано и уже при хане Тауке (ум. В 1718) стал одним из влиятельных биев из его окружении. Однако ни с кем из последующих ханов и султанов Бухар, так и не смог найти общего языка. Дальнейшая жизнь поэта прошла в лишениях. Судя по его собственным произведениям и сведениям, собранным его первым биографом Машхур-Жусупом Копеевым, Бухар не имел даже самого необходимого для степняка скота. Он прожил уже шестьдесят лет тяжелой и полной лишений жизни, когда среди правителей казахской степи выдвинулся султан Аблай. Энергичный молодой султан приблизил к себе знаменитого поэта. С этого времени Бухар был признан не только как великий жырау, но и стал советником Аблая, главным идеологом Казахского ханства того времени. Время правления хана Аблая – это борьба против жунгарских захватчиков, попытка достичь единства казахских жузов, желание и необходимость найти взаимопонимание с великими соседями: Россией и Китаем, Бухарским и Хивинским ханствами – и в тоже время межродовые распри, угнетение народа и произвол. В своих произведениях Бухар призывал к единству, мирной жизни, проповедовал любовь к родной земле, народу. Большую часть творчества поэт посвящал хану Аблаю. Он воспевает действия правителя в борьбе с врагами, пишет о нем как о прогрессивном общественном деятеле:
Толе Алибекулы (1663-1756) Известный оратор и государственный деятель Толе Алибекулы был выходцем из Старшего жуза и во времена жунгарского нашествия, прозванного "Годиной великих бедствий", когда над казахским народом нависла смертельная опасность, стал организатором борьбы с жунгарами, сплотившим не только Старший, но и все три жуза. В 1663 г. на берегу реки Чу родился Толе - младший сын Алибека. Толе рос среди многочисленной аульной детворы, учился у муллы Абушакира, довольно образованного мусульманина из Бухары. В детстве Толе был любознательным, понятливым мальчиком, внимательно слушал наставления опытных ораторов. Источником его образования был фольклор. Рано возмужав, стал участвовать в делах сородичей, давать советы и выносить решения. Старые, опытные бии не сразу уступили ему дорогу, но вскоре его имя стало популярным. Кроме людей из рода Жаныс к нему стали обращаться с жалобами казахи из племен дулат, ботбай, шымыр, сикым. К двадцати годам он уже стал известен всему роду дулат. Толе известен своими мудрыми решениями спорных вопросов и как непревзойденный оратор. По преданию, Толе был наставником многих известных батыров, биев и даже ханов. Знаменитый батыр и оратор Кошкарулы Жанибек, приехав к Толе би за советом, сказал: "Я собрал меткие ружья, быстрокрылых ловчих, хватких борзых, смелых жигитов, резвых скакунов. Стать ли мне воином и совершать подвиги или, поучившись у наставника, быть бием? "Не гони вола на гору - устанешь. Не обращая внимания на невежду - намаешься. Не ври другу - потеряешь к себе доверие, не говори тайну своему врагу - он погубит тебя. Не пускай кобыле жеребца простой породы, любуясь косматой его гривой: не родится конь, на котором ты смог бы пойти в поход. Не хватай за ворот хорошего человека из-за дурного, но близкого тебе, ибо сузится круг твоих друзей. Если нужно оружие - бери ружье, пойдешь пешком - посох, проголодаешься - пищу. Если будешь охотиться с собаками и ловчими, станешь крикуном.
Если соберешься жениться - не зарься на красивую, зарься на умную. Соберешь вокруг себя хвастунов - опозорят. Строптивый конь летом свалит с кручи, зимой - в сугроб. Конец простуды - болезнь в легких, конец тумана -жут, только труд приведет к благоденствию. Народу принесет счастье не бай, а би. Если выпадет снег по пояс, трудно будет атану и нару (верблюду). Если враг нападет на страну, трудно будет батырам и биям. Чем сидеть зря, занимайся полезным трудом. Без дела нет пропитания...". В этом завещании Толе в поэтической форме перечислены правила поведения и даны советы жигитам, а также определены нравственные принципы человека. Некий жадигер Кулназар из Среднего жуза был убит жигитами Старшего жуза, которые не хотели платить за убитого кун (выкуп). По этому поводу из рода жадигер к Толе би приехали четыре человека, но тот не захотел вести с ними переговоры. Выслушав жалобу одного истца, он вытянул правую руку, послушав второго - вытянул левую руку. - О боже, неужели эти двое не сумели сказать как надо?-подумал третий и тоже стал говорить. Тогда Толе би оттопырил верхнюю губу. Когда говорил четвертый, он оттопырил нижнюю губу. Все четверо так и вернулись ни с чем, не получив надлежащего ответа от Толе би. Когда они рассказали об этом, айдаболовец Едиге би сказал: - Толе би своим поведением дал оценку всем четверым. Когда говорили первые двое, он вытянул обе руки, тем самым дав понять, что вы оба дубины и забияки. Он оттопырил губы, когда говорили последние, подчеркнув, что вы оба способны только распространять сплетни. Он не стал с вами беседовать, так как посчитал вас неспособными решать спорные вопросы. Тогда жадигерцы послали к Толе самого Едиге. В сопровождении десяти человек он приехал в аул к Толе би. Тот вышел навстречу. Поздоровавшись, би сказал: - Шея моя готова для твоего клинка, грудь моя готова для твоего объятия,- и, отвернувшись, стал удаляться. - Би, не можешь ли ты подождать?- промолвил Едиге. Но Толе проговорил: - Ваш приказ и мои приготовления.
- Если он действительно Толе би, то разговор исчерпан. Завтра он отдаст нам девушку с приданым,- сказал Едиге своим спутникам. Так и вышло. Толе выплатил своим гостям кун "большой девяткой" (во главе с верблюдом) для аргынов из шести племен и "средней девяткой" (во главе с конем) для тортулов из четырех племен, а также девушку с приданым и юртой. В этих легендах прославляются честность и справедливость Толе, его ораторские способности. В преданиях подчеркиваются наблюдательность Толе и реалистичность взглядов на общественную жизнь. Ему принадлежат слова:, Но если бы не рост, он был бы крепче стригунка. У человека, считающегося умным, Слова не лучше, чем у другого (только он умеет выражать их лучше) Толе также считал, что общество должно не стоять на одном месте, а находиться в постоянном движении и изменении. Толе би скончался на 93 году жизни, в 1756 г., в своей осенней резиденции в урочище Акбуркан. Его останки были погребены в соответствии с завещанием в Ташкенте, рядом с мавзолеем Шайхан Таура.
Казыбек би (1668-1765) Казыбек Кельдибекулы – видный деятель прошлого, внесший большой вклад в формирование казахского языка, развитие устной словесности. Казыбек – бий Среднего жуза был известен в народе как Каздауысты Казыбек («Казыбек, не превзойденный в слове и слоге», буквально – Казыбек с непревзойденным голосом). Он родился на берегах Сырдарьи в семье известного бия. Каздауысты Казыбек вошел в историю как человек, сумевший добиться мира между казахским и калмыцким народами, успешно выполнивший сложную миссию посла. Согласно преданию, девятнадцати лет от роду в составе делегации, возглавляемой би Тайкельтиром, он ездил к калмыцкому хану Галдану, отличился смелостью и обнаружил незаурядный дар оратора. В значительной мере благодаря Казыбеку казахские послы вели переговоры как равные и вернулись на родину вместе с освобожденными из калмыцкого плена людьми и скотом. В слове Каздаусты Казыбека, обращенном к калмыцкому хану, прослеживается мысль о необходимости жить в мире с соседями (калмыками). Но посол не выпрашивает мир, а готов с честью отстоять его:
Айтеке би (1680-1768) Один из известных биев-ораторов, его имя бережно хранится в памяти народа. Письменных документов о жизни и ораторском искусстве Айтеке Байбекулы сохранилось мало. Склонность к красноречию проявилась у него с детства.