Марк Лисянский, Сергей Агранян
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 293
Презентация "Марк Лисянский, Сергей Агранян" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
История создания. Песня "Моя Москва" – удивительное сочетание мягкости, лиричности с ритмом марша. Слова песни написали С. Агранян и М. Лисянский. Она стала жизненной творческой удачей каждого. С. Агранян больше ничего не написал. Лисянский возвращался к ней в течение всей жизни: в 1951 г. он выпустил сборник стихов "Золотая моя Москва", а в 1977 – "Дорогая моя столица».Казалось, что соавторство должно было перерасти в нечто большее. А по сути никакого соавторства не было. Г.В. Андреевский в книге "Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху" (2003) вспоминает, что в 30-40-е гг. он жил в одной квартире с тремя сестрами – Розой, Марьяной и Антониной. Фамилия их была Агранян. Так вот, их брат – Сергей написал стихотворение "Я по свету немало хаживал" и показал его поэту М. Лисянскому. Лисянский стихотворение подредактировал и отнес И. Дунаевскому, который написал музыку. Сам Лисянский утверждал, что написал стихотворение осенью 1941 г. по дороге на фронт и отдал его в редакцию журнала "Новый мир". Дунаевский увидел стихотворение уже опубликованным и записал мелодию прямо на журнальной странице. Поскольку стихотворение показалось слишком коротким, кто-то обратился к С. Аграняну, и тот без ведома автора дописал требуемый текст. Авторство стихотворения обсуждалось долго. Только 29 января 1965 г. Бюро творческого объединения поэтов Московского отделения Союза советских писателей установило, что у стихотворения два автора: Сергей Агранян и Марк Лисянский. Однако этим дело не кончилось. Например, уже в наши дни в сборнике песен "Я вас люблю, столица!" (1997), посвященном 850-летию Москвы упоминается только один автор – М. Лисянский. Существуют и другие публикации, разделяющие это мнение. В то же самое время в энциклопедии "Москва" (1997) авторами названы С. Агранян и М. Лисянский. Оба автора указаны и в книге "Символика Москвы" (2003). Марк Лисянский умер в Москве в 1993 г. и похоронен на Ваганьковском кладбище. О судьбе Сергея Аграняна ничего не известно.
Анализируем стихотворение. Логический ряд Эмоциональный ряд Хаживал Похоронен был Знал разлуку Любил Рощи Мосты Красную площадь Курантов бой Не умолкнет молва Танков Штыков Двадцать восемь сынов Врагу Не добиться -Какая картина встаёт перед нашими глазами? Гордился Дорогая моя столица Золотая моя Москва Люблю Суровую осень Самых храбрых Не добиться, чтоб склонилась твоя голова Какое настроение передано в этом стихотворении?
Первый, верхний, уровень - идейно-образный (идеи и эмоции, образы и мотивы) Тема- Родины Образ- столицы Эмоции- Любовь, гордость Идея- Величие и процветание Родины.
Второй уровень, средний, - стилистический (лексика, синтаксис) Лексика- нейтральная Тропы- Эпитеты(дорогая, золотая, суровая…) Метафора(склонилась голова) Символ(Москва-символ Родины) Метонимия(скрежет танков, отблеск штыков) Фигуры речи- Анафора(я люблю) Рефрен(последние строки каждой строфы) Синтаксис- Ряды однородных членов Восклицательные предложения.
Третий уровень, нижний, - фонический, звуковой Строфа- восьмистишие Размер- Трёхстопный анапест(он певуч и мелодичен) Рифма- Мужская, женская и дактилическая. Способ рифмовки- перекрёстная Звукопись- Ассонанс(открытые гласные А-О –напевность),аллитерация(р)- звучность
Схема анализа стихотворения. Пункты плана. Примеры записи. 1. Что это за стихотворение(автор, название) и какова его тема? В стихотворении …(автор, название) говорится о… 2.Настроение стихотворения. Стихотворение пронизано… настроением. 3.Как выражается настроение в стихотворении? А)как оно построено? Б)как звучит стихотворение?(размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы) В)какие тропы использует автор? Настроение этого стихотворения… ( меняется- не меняется) Стихотворение можно разделить на…части, так как… Звучание стихотворения создаёт …ритм(стихотворение написано….).Короткие(длинные) строки подчёркивают… В стихотворении мы словно слышим звуки… Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать… Для создания настроения автор использует… С помощью … поэт даёт нам возможность увидеть(услышать)…Используя…, поэт создаёт образ…
4.Каким представляется мне лирический герой этого стихотворения? Лирический герой этого стихотворения представляется мне … 5. Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя? 6.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом. 7.Личное впечатление от стихотворения.