Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 253
Презентация "Актуализация внутрипредметных связей на уроках литературы" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Классификация уроков литературы с позиции возможности реализации внутрипредметных связей в школьном историко-литературном курсе *
Примеры тем. УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 1. А.С. Пушкин и Н. В. Гоголь: диалог художников. (Сложность взаимоотношений двух гениев русской литературы. «Пушкинская тема» в творчестве Гоголя. Роль Пушкина в истории создания комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души». Отзыв Пушкина на содержание первого тома «Мертвых душ».) 2. И.С.Тургенев и H.Г.Чернышевский: спор о «новых людях». (Сотрудничество Тургенева и Чернышевского в «Современнике», идейное противостояние художников. Полемическая перекличка романов «Отцы и дети» и «Что делать?». Раскол в «Современнике» и окончательное размежевание либеральных писателей и представителей революционно-демократического лагеря.) 3. Н.А.Некрасов и писатели его круга. (Журнальная деятельность Некрасова, его связи с писателями-либералами и революционерами-демократами. Идейные разногласия между Некрасовым и Тургеневым. Некрасовское стихотворное послание М.Е. Салтыкову-Щедрину. Некрасов и Н.Г.Чернышевский.) *
Примеры тем. УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 4. Ф.И.Тютчев и Л.Н.Толстой: грани родства. (Кровные родственные связи Тютчева и Л.Толстого, их взаимный интерес к творчеству друг друга. Выступление Тютчева в защиту «Войны и мира» (стихотворение «Когда дряхлеющие силы...»). Пометы Толстого в собрании сочинений Тютчева 1886 года.) 5. А.А. Фет и Л.Н. Толстой: художники-мыслители. (Дружба А. Фета и Л. Толстого, творческие контакты между писателями. Л. Толстой о «лирической дерзости» Фета, о яркости ряда шедевров поэта. Пси хологические формулы «ум ума» и «ум сердца», подсказанные Л. Толстому Фетом [разработка характеров в «Войне и мире»].) К теме «А.А. Фет» (или «JI.H. Толстой»). 6. И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой: сближение антагонистов. (Феномен «притяжения—отталкивания» в отношениях Тургенева и Л. Толстого. История ссоры между писателями в воспоминаниях А.А. Фета. Творческое взаимодействие художников: отзывы, высказывания, оценки.) *
Вопросы для обобщения и итогового контроля В чем сближались и в чем расходились между собой писатели данного историко-литературного периода? В чем суть литературной полемики в писательской среде в этот период? Что роднит судьбы художников конкретной эпохи? Можете ли вы привести примеры различных форм творческого диалога между писателями-современниками? Какова, с вашей точки зрения, мера «индивидуального» и «общего» в творчестве художника определенной эпохи? В какой степени ему необходимо взаимодействие с собратьями по перу? *
Примеры тем. УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Два «Памятника» — две эпохи («Памятник» Г.Р.Державина и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А.С.Пушкина). Роль литературных имен и названий в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Место и роль песен в художественной структуре «Грозы» А.Н.Островского. Традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Связь поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» с традициями русского фольклора. Пушкинские образы и мотивы в лирике Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. *
Примеры тем. УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖТЕКСТОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник» и русские былины: тематика и стиль. Роль фольклорной стилизации в сатирических сказках М.Е.Салтыкова- Щедрина. Связь поэзии А.К.Толстого с историческим песенным фольклором. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» и его художественное переосмысление в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Теория «разумного эгоизма» и ее пародийное переложение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Литературные реминисценции в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад». *
Вопросы для обобщения и итогового контроля Какие образы, сюжеты, детали свидетельствуют о преемственности между литературой XIX и XX столетий? Была ли литература русского модернизма «беспочвенным» явлением? Имела ли она корни в отечественной культуре? Имеет ли их современный постмодернизм? Приведите примеры использования «чужого» текста в произведениях писателей XIX—XX веков. Чему служат различные реминисценции в художественной системе автора? Охарактеризуйте с этих позиций современную литературную ситуацию. *
Примеры тем. УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙ Архетип «двойник» («тень») и его развитие в русской классике («Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Нос» Н.В. Гоголя, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Обломов» И.А.Гончарова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Черный человек» С.А.Есенина, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова). Архетипическое противопоставление «космос—хаос» в русской литературе (по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Ф.И.Тютчева, А.А. Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, М.А.Булгакова и др.). Образ Дома, очага-пристанища в его архетипическом звучании («Обломов» И.А.Гончарова, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Вишне вый сад» А.П.Чехова, «Белая гвардия» М.А. Булгакова, «Тихий Дон» М.А. Шолохова, «Прощание с Матерой» В.Г.Распутина и др.). *
Примеры тем. УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛИЙ Роль библейских сюжетов в художественной структуре произведений русской классики XIX—XX вв. (на материале историко-литературного курса). «Странствующие» сказочно-легендарные сюжеты в произведениях русской литературы XIX—XX вв. («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Очарованный странник» Н.С.Лескова, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Старуха Изергиль» М.Горького, «До третьих петухов» В.Шукшина и др.). Топос «степь» в произведениях русских писателей XIX—XX вв. («Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Степь» А.П.Чехова, стихотворения С.Есенина, «Тихий Дон» и «Донские рассказы» М.А.Шолохова). *