Сказка как вид народного творчества
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 311
Презентация "Сказка как вид народного творчества" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Русские сказительницы Орина Федосова Мария Кривополенова До нас дошли имена сказителей: Мария Кривополенова, Орина Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Сказка как вид народной прозы Вопрос: дайте определение сказки. Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях
В волшебных сказках героям помогают волшебные силы: Волшебная палочка; Ковёр-самолёт; - Шапка-невидимка; Волшебный клубок Скатерть-самобранка и другие (например: «Марья-Моревна», «Царевна-лягушка») Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет. Многие волшебные сказки рассказывают о воинском подвиге. Но сказочные герои сражаются не за Русь, не за Русскую землю. Они добывают для царя какое-либо диво дивное, чудесный предмет.
Признаки волшебных сказок Особая композиция Сказочные сюжеты Троекратное повторение Положительные и отрицательные герои Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы Чудесные превращения «Сказочный» язык Добро побеждает зло
Бытовые сказки – это сказки о жизни, о быте сельского или городского жителя, это смешные, порой даже нелепые истории, которые могут произойти с человеком (с людьми). Например: «Каша из топора», «Как мужик гуся делил», «Дурак и берёза» и другие.
В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовой сказке (ее недаром называют еще и плутовской) вполне допустима кража. Самый любимый герой сказки - солдат. Ловкий, находчивый и в слове, и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий. Солдат обычно возвращается домой после 25-летней службы (поэтому он всегда старый солдат!). По дороге с ним приключаются удивительные истории. Неудачи преследуют в сказке всех, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник - над попом, солдат - над генералом, а младший, обиженный в семье - над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. В волшебной сказке герой нередко добивается победы в бою с помощью чудесного оружия. В бытовой – положительный герой силы не применяет, воинских подвигов не совершает. Здесь нет чудес. Происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее.
В сказках о животных героями могут быть не только люди, но и животные, которые умеют разговаривать, одеваются, как люди. Например: «Лисичка со скалочкой», «Лиса и собаки», «Петушок – золотой гребешок» и др.
Герои их - лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка. Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. В сказках о животных говорится о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых, обманет кого хочешь.
Сказочные композиционные элементы присказки зачины концовки Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки. Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.
Присказки Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди. В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох… Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом. Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные. Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт. А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Зачины За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Жили-были… В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве… В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Концовки Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто! Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку. Вот вам сказка, а мне бубликов связка. Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца. Стали жить-поживать – добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Герои волшебных сказок Положительные герои: Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д. Враги положительных героев: Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.
Тест . 1. Сказка (жанровое определение) а) сказание о богатырях. б) краткое изречение, содержание правила житейской мудрости. в) небольшая история фантастического характера. 2. Виды народных сказок: а) волшебные, бытовые, о животных, растительном мире и о неживой природе. б) волшебные, реалистические, сентиментальные в) волшебные, бытовые, о животных 3.Композиция народной сказки: а) зачин, основная часть, концовка. б) зачин, основные события, присказка, концовка. в) зачин, присказка, концовка 4.Особенности сказок о животных: а) волшебные силы, помогающие героям. б) главные герои похожи на людей ( разговаривают, одеты, как люди) в) герои ведут себя естественно как в природе. 5. Укажите постоянный эпитет: а) красна девица; б) зеленая трава; в) серое небо.