Образы животных в баснях И.А.Крылова
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 276
Презентация "Образы животных в баснях И.А.Крылова" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Образы животных в баснях И.А.Крылова Презентация ученика 6 класса МОУ «ООШ п. Чапаевский» Носова Андрея
Эпиграф Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили, Ее и внуки затвердят. Кн. П. Вяземский
КРЫЛОВ Иван Андреевич [2 (13) февраля 1769 (или 1768), Москва? — 9 (21) ноября 1844, Санкт-Петербург] русский баснописец, драматург, журналист. Член Общества любителей российской словесности (1816), действительный член Российской академии (1811), Петербургской АН (1841). В 1809 вышла первая книга басен Крылова. Всего им написано около 200 басен Басни Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 в Париже вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.
Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором есть насмешка над каким-нибудь дурным или глупым поступком. В баснях обычно действуют животные, в образе которых мы легко узнаём людей.
Крылов наследовал традицию отождествления людей с животными у своих предшественников. В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и даже предметов. По соображениям художественным (а иногда и по цензурным) на смену людям в басни приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и т. д. Такие аллегорические образы животных, то есть животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, широко использовали в своих баснях Эзоп, Лафонтен, Лессинг. Но образы животных у Крылова играют более важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры.
Человек неотделим от своего социального положения, и через образы животных можно увидеть представителей различных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, “маленькие люди” также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне “Лев и Барс”, где лев ' и барс — высшие слои общества, лиса и кот — чиновничество. Сюда же можно отнести басню “Волк и ягненок”. “У сильного всегда бессильный виноват” — гласит мораль. Образ ягненка использован не только как аллегория слабости и беззащитности, но этот образ предстает и как метафора определенного социального уровня, возможно, мелких чиновников.
Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками, но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами. Для этого используются образы животных. Примером может служить басня “Квартет”, где пародируется Государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента: Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет,.. Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
В басне «Ворона и Лисица» Крылов высмеивает в образе Вороны тщеславных, высокомерных, стремящихся к славе, к почести людей, а в образе Лисицы тех, кто хитростью и лестью добивается своего.
«Свинья под дубом» Невежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды. Крылов высмеивает глупость необразованного человека.
«Зеркало и Обезьяна» Глупая и необразованная Обезьяна не узнала себя в Зеркале и посмеялась над собственными ужимками. Спокойный и разумный Медведь дал ей совет: « Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
«Стрекоза и Муравей» Стрекоза, веселясь все лето, просто не задумывается о том, что ждет ее в холодную осень и зиму. Трудяга же Муравей понимает, что в холод и голод без муравейника и запасов погибнет. Муравей – олицетворение трудолюбия, стрекоза – праздности и легкомыслия.
«Слон и Моська» Ай, Моська, знать она сильна, Что лает на Слона! Внутренняя слабость Моськи заставляет ее лаять на Слона – при этом осознавая, что реакции на лай – со стороны Слона – не будет. То есть, Моська не пытается остановить Слона, а, скорее, использует его движение как повод для собственного «продвижения» в сознании других собак. Она понимает свое бессилие и вовсе не стремится к настоящей драке: ей бы лишь прославиться, «попасть в большие забияки». Читателю легко применить вывод этой басни к людским отношениям и характерам.
«Лебедь, Рак и Щука» «Да только воз и ныне там". Это выражение стало крылатым. Так говорят, когда люди делают общее дело, но между ними разлад. В итоге ничего не получается.
Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией (иносказанием).
Вывод: Итак, широко используемые Крыловым образы разных животных с разными характерами указывают также и на реалистическую основу басни.