Цветовая лексика в творчестве Сергея Александровича Есенина
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 328
Презентация "Цветовая лексика в творчестве Сергея Александровича Есенина" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Цветовая лексика в творчестве Сергея Александровича Есенина Лицейская открытая конференция учащейся молодежи «Я открываю мир» Направление: Литература Автор: Усатова Дарья, 11 класс, социально-гуманитарная группа Руководитель работы: Гаммершмидт Татьяна Владимировна, учитель словесности высшей квалификационной категории МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей» Усть-Илимск, 2011 год
Всё встречаю, всё приемлю, Рад и счастлив душу вынуть. Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть…
Цель работы: показать на примере стихотворений С.А. Есенина цветовую палитру его поэзии. Задачи: - изучить творческое наследие С.А. Есенина; - рассмотреть цветовую гамму в его произведениях; - сделать подборку стихотворений по цветовой гамме, встречающейся в его произведениях.
Первых своих читателей Есенин пленил тем, что повёл по забытой ими прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывать её запахи…
«Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала». И. Сельвинский Илья (Карл) Льво вич Сельви нский (1899—1968) — советский писатель, поэт и драматург
Многоцветны и многокрасочны есенинские пейзажи. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные.
Самый распространённый эпитет Есенина - синий «В прозрачном холоде заголубели долы…» «Летний вечер голубой…» - «Голубизна презримой гущи..» «Синяя вьюга..» - «Гой ты Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края Только синь сосёт глаза ».
Очень характерно для палитры поэта пристрастие к «желто-золотому»: «Луна под крышей, как злат бугор…» «Мне снились реки златых долин…» «Где златятся рогожи в ряд…» «Лижут сумерки золото солнца…» «Хвойная позолота…» «Зелень золотистая…».
В оттенках желтого выдержан и автопортрет поэта: «Я готов рассказать тебе поле, Эти волосы взял я у ржи…» «Про волнистую рожь при луне По кудрям ты моим догадайся…».
Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку…» «Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега, Тлеется дым у малиновых сёл…» «С алым соком ягоды на коже, Нежная красивая была. На закат ты розовый похожа И как меч лучиста и светла.»
Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется, в зависимости от характера освещения
классическое трёхцветие Под красным вязом крыльцо и двор Луна под крышей как злат бугор На синих окнах накапал лик
ОБРАЗЫ-СИМВОЛЫ «красный конь» – символ революции, «розовый конь» – образ молодости, «чёрный конь» – предвестник смерти. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
«Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». С. А. Есенин