Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 324
Презентация "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. «Явился Пушкин, и русский язык обрел новую силу, прелесть, гибкость, богатство, и главное – стал развязен, естествен, стал вполне русским языком». В.Г. Белинский «Есть имена, как солнце! Имена – Как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена!» И. Северянин
Самый богатый стиль речи – художественный … -Вспомните, какие черты характеризуют художественный стиль, какова его главная функция. -Как вы понимаете, в чем выражается эстетическая функция художественного стиля? -Какие средства художественной выразительности вам известны?
Терминологический диктант Запишите термины, соответствующие определениям в предлагаемом порядке: Употребление слова или выражения в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений? Сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого? Образное определение? Троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета дается название другого? Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение силы, размера, значения какого - либо явления? Троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого - либо явления? Троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному?
Выражение отвлеченного понятия или идеи в конкретном художественном образе? Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы и на отвлеченные понятия? Троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого - либо предмета описательным выражением? Повторение отдельных слов или оборотов речи в начале предложения? Повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений? Оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия? Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение? Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок?
Ключ к терминологическому диктанту. Проверь себя!: 1.Метафора 2.Сравнение 3.Эпитет 4.Метонимия 5.Гипербола 6.Литота 7.Ирония 8.Аллегория 9.Олицетворение 10.Перифраза 11.Анафора 12.Эпифора 13.Антитеза 14.Градация 15.Инверсия
«Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка» План. Язык художественной литературы – вершина литературного языка. Двуязычие в эпоху Киевской Руси. Предшественники Пушкина,подготовившие реформаторскую деятельность: М.В. Ломоносов – создатель теории «трех штилей». Н.М. Карамзин против употребления народных речевых средств. Сближение литературного языка и разговорной речи Карамзиным. А.С.Шишков – противник смешения высокого стиля с низким, против заимствований.
Внимание к «словенскому языку» (церковнославянскому и русскому) любителя русского слова Шишкова. «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя». Умеренность употребления церковнославянизмов и европеизмов Жуковским, Вяземским, Батюшковым. Место А.С. Грибоедова и И.А. Крылова в истории русского литературного языка (национальная самобытность и выразительность). А.С. Пушкин – создатель национального литературного языка. «Язык неистощим в соединении слов» (А.С. Пушкин)
Комплексный анализ художественного текста 1.Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как – нибудь; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая; Ямщик сидит на облучке, В тулупе, в красном кушаке. Вот бегает дворовый мальчик, В салазки жучку посадив, Себя в коня преобразив… А.С. Пушкин Определите стиль речи в данном отрывке. Докажите свое утверждение. О чем повествуется в тексте? Какие орфограммы есть в отрывке? Сколько деепричастий или деепричастных оборотов в тексте? Их роль в художественном тексте? Пунктуационный анализ. Правила постановки запятых при деепричастиях?
Комплексный анализ художественного текста Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, Магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Задания по тексту №2: Стиль текста? Докажите свое утверждение. Сколько предложений в отрывке? Дать характеристику 2 предложению. Роль существительных в предложении? Какие из перечисленных названий – заимствованные слова? Их роль?
Комплексный анализ художественного текста 3.Еще амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят; Еще усталые лакеи На шубах у подъезда спят; Еще не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; Еще снаружи и внутри Везде блистают фонари; Еще, прозябнув, бьются кони, Наскуча упряжью своей, И кучера, вокруг огней, Бранят господ и бьют в ладони,- А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он. Задания по тексту №3: Стиль текста? Докажите свое утверждение. Сколько предложений в отрывке? Слов какай части речи в тексте обилие? С какой целью используется так много глаголов? Определить вид глаголов. Сколько рядов однородных членов в предложенном тексте? Синтаксическая роль однородных членов в отрывке и способ их выражения? Какова их роль в предложении? Что происходит со словами в художественном произведении?