Анализ лирического произведения
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 339
Презентация "Анализ лирического произведения" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Стихотворение Небольшое лирическое произведение, в котором выражается непосредственно чувство, возбужденное в поэте известным явлением природы или жизни.
План анализа лирического стихотворения 1. Название стихотворения, комментарий, отражающий своеобразие авторского замысла. 2. Тема. 3. Идея. 4. Изобразительно - выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения).
Ф.И. Тютчев Не то, что мните вы, природа – Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Эпитет Поэтическое определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Золотая осень
Метафора Скрытое сравнение, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства; переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета другому по сходству или по контрасту. Метафору всегда можно пересказать с помощью слов «как», «похож». Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.
Сравнение Сопоставление одного явления или предмета с другим. Пыль стояла столбом. Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, утра до ночи копошились люди. Тополя похожи на кипарисы.
Олицетворение Вид метафоры; изображение неодушевленного предмета как одушевленного. С гор побежали ручьи. Ветер, ветер, ты могуч… Тополя тревожно прошуршали.
Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля - И в сиянье потонула Вся смятенная земля. (Ф.И. Тютчев)
Ф.И. Тютчев Но птички отпели, Цветы отцвели, Лучи побледнели, Зефиры ушли. Так что же нам даром Висеть и желтеть? Не лучше ль за ними И нам улететь!
Ф.И.Тютчев Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
(продолжение) Чаще капли дождевые, Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердитей и смелей. Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля - И в сиянье потонула Вся смятенная земля.
Вывод: природа в стихах Ф.И. Тютчева живет не сама по себе. Её образы нужны поэту для раскрытия внутреннего мира человека. В этом стихотворении описано состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения. 1 и 2 строфы - ожидание грозы, 3 и 4 – саму грозу, 5 строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы. Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий». Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей». Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
А.А.Фет Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Ветер. Кругом все гудёт и колышется, Листья кружатся у ног. Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог. Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты.
Вывод: Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими". В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму». Он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки. Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
А.Н. Майков Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула река... На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека...
А.Н.Майков «Осень» Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
А.Н. Майков (продолжение) Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлёк: Сорван последний орех, Свянул последний цветок;
А.Н. Майков «Осень» (окончание) Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.
А.Н.Майков «Осень» Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать!
А.Н.Майков «Осень» (продолжение) Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлёк: Сорван последний орех, Свянул последний цветок; Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес.
Лучшие стихи А.Н. Майкова кристально чисты и свежи. В этом и заключается их характерное качество. В этом стихотворении преобладают восклицательные предложения, что свидетельствует об особенном эмоциональном состоянии лирического героя: его переполняет восторг и душевный трепет. Образность стихотворения создаётся за счёт ярких эпитетов («лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес»), многочисленных олицетворений, цветовой гаммы стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
А.Н.Майков «Пейзаж» Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеёю Идёшь - и нет конца пути... Кругом пестреет лес зелёный; Уже румянит осень клёны,
А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение) А ельник зелен и тенист;- Осинник желтый бьёт тревогу; Осыпался с берёзы лист И, как ковёр, устлал дорогу...
А.Н.Майков «Пейзаж» (продолжение) Идёшь, как будто по водам, Нога шумит... а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет. А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят... Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула река... На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека...
«Пейзаж» В этом стихотворении А.Н.Майков изобразил самое начало осени. Именно тогда лес поражает обилием красок. Поэт одушевляет природу, поэтому в стихотворении много олицетворений: «румянит осень клёны», «Осинник желтый бьёт тревогу», «папоротник дремлет» и др. Интересные сравнения: опавшие листья сравниваются с ковром, мухоморы – со сказочными карлами – свидетельствуют о богатой фантазии поэта. Обращает на себя внимание обилие предложений с многоточием. Этот знак ставится для обозначения незаконченности высказывания, вызванной различными причинами, например, волнением говорящего. Именно это чувство владеет автором стихотворения, любующимся пейзажем.
«Пейзаж» и «Осень» - это стихотворения, в которых рисуется осень. Оба написаны от первого лица, поэт передаёт в них своё восприятие природы. В отличие от других поэтов, например, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, в поэзии А.Н. Майкова нет сложности мысли, нет загадочности, недосказанности.
Приходим к выводу, что… Эти поэты обладали удивительным даром - даром рисовать словами, так же, как художники рисуют красками. Давайте посмотрим ещё раз рисунки учащихся к звучащим сегодня стихотворениям. (Слайды 1- 36 – по 12 рисунков от каждой группы)