Зеркало эпохи
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 350
Презентация "Зеркало эпохи" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Обзор произведений русской советской литературы 1920–1930-х годов Автор: Кикавская Любовь Михайловна учитель русского языка и литературы МОУ «Озерно-Кузнецовская СОШ»
В стремительном движении человеческой культуры художественные ценности минувших эпох порой не только открываются скрытыми дотоле гранями содержания, обретая новое звучание и глубину, но даже «изменяют» свой жанр, как бы отделяются от события-прототипа и замысла художника. То, что задумывалось автором и утвердилось в сознании современников как интимная лирика, становится иногда в глазах потомков ярким гражданским подвигом, документальный отчет, хроника - эпосом, неистощимым источником оптимизма и гордости за человека. Книги А. Серафимовича «Железный поток» (1924), «Разгром» (1926) Фадеева, «Как закалялась сталь» (1933) Н. Островского, запечатлевшие в разных художественных планах и подробностях рождение нового общества, «вырастали» из документов, из реальных событий классовой борьбы, из конкретных судеб бойцов революции.
Серафимович - псевдоним ( настоящая фамилия Попов ). Русский новеллист, один из основоположников советской литературы. Приветствовал Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. Как военный корреспондент "Правды" Александр Серафимо-вич был на многих фронтах Гражданской войны 1918- 1920. Наиболее известен как автор романа "Железный поток». Награжден Сталинской премией (1943), орденом Ленина, 2 другими орденами.
Главным результатом писательской жизни Александра Серафимовича стал роман "Железный поток" (1924) - одно из классических произведений советской литературы, в основу которого положен исторический факт - героический поход Таманской армии (1918) под командованием Е. И. Ковтюха. В центре романа - обобщённый образ народных масс, проходящих через горнило революции. В 30-е гг. писатель опубликовал серию очерков о коллективизации сельского хозяйства "По донским степям" (1931), работал над автобиографическим произведением. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 престарелый Серафимович побывал на фронте и снова взялся за перо публициста.
Действие романа происходит после революции 1917 года, во время гражданской войны. Огромный людской поток — не то табор переселенцев, не то армия — входил в казацкую станицу. Казаков ни одного, только женщины и дети. На кургане возле ветряков митинг. Народ кричит, бунтует, хочет расходиться, но некуда — вокруг враги. Человек с железными челюстями пытается уговорить, но на него замахиваются штыком, слышится крик: «Бей их!». Внезапно всё смолкло. Подскакал верхом человек весь в крови: «Казаки идут!». Стали выбирать командира. Выбрали железного Кожуха. подробнее
Фадеев Александр Александрович 1901 – 1956 Советский писатель. Участник партизанского движения против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920), после разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье. В 1926-32 гг. был одним из руководителей Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Фадеев с юных лет принимал активное участие в революционных событиях на Дальнем Востоке. Воспитание в интеллигентной семье, общение с революционерами сформировали в нём стремление воплотить в жизнь мечту о добром “прекрасном человеке” через содействие социальному пере-устройству мира.
В романе описана история разгрома партизанского отряда Левинсона во время Гражданской войны в Южно-Уссурийском крае в 1919 году. Замысел автора в романе «Разгром» связан с его убеждением в том, что во время гражданской войны, когда “всё враждебное сметается революцией”, а всё, “поднявшееся из народа, закаляется развивается, — происходит огромнейшая переделка людей”. Следовательно, в романе «Разгром» Фадеев попытался воспроизвести преображение человека. В отличие от романа «Железный поток», рисующего широкую панораму движения масс, в «Разгроме» воспроизведена сложная и противоречивая психология людей, вовлечённых в водоворот событий. Роман «Разгром»
Левинсон, командир партизанского отряда, передает пакет своему ординарцу Морозке, приказывая отвезти его к командиру другого отряда Шалдыбе, но Морозке ехать не хочется, он отнекивается и пререкается с командиром. Левинсону надоедает постоянное противоборство Морозки. Он забирает письмо, а Морозке советует “катиться на все четыре стороны. Мне баламутов не надо”. Морозка моментально передумывает, берет письмо, объясняя скорее себе, чем Левинсону, что ему нельзя без отряда, и, повеселев, уезжает с пакетом. подробнее
Поразмышляем над прочитанным… В романе Фадеева «Разгром» главный герой – командир партизанского отряда большевик Левинсон. Нарисовав его внешне неприметным, автор показывает, что у такого невзрачного на вид человека оказывается железный характер, несгибаемая воля. Левинсон умеет поступать решительно, а если этого требует обстановка, идти и на крайние меры. Право на это, считает он, дает ему революция, совершаемая во имя будущего счастья людей. Одна из ключевых сцен, раскрывающих в романе образ Левинсона,- переход через болото преследуемого белыми партизанского отряда. Сопоставьте этот эпизод с легендой о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Почему А. Фадеев изображает своего героя в этой сцене теми же словами и красками, которыми М. Горький нарисовал романтический образ Данко? В чем смысл такой переклички названных произведений?
Русский писатель, драматург. Родился в семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. После окончания Киевского медицинского университета, летом 1916, он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы (с. Никольское), затем — Вяземской городской больницы. Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918.
В «Белой гвардии» Булгаков показывает народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий. В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, — отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых. Лейтмотивом этого романа становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых на Андреевском спуске, 13.
Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман «всея Украины». Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры — бои идут уже в двенадцати километрах от Города. Город живет странной, неестественной жизнью: он полон приезжих из Москвы и Петербурга — банкиров, дельцов, журналистов, адвокатов, поэтов, — которые устремились туда с момента избрания гетмана, с весны 1918 г. В историческую панораму вписан рассказ о семье интеллигентов Турбиных. подробнее
Русский писатель. Участник Гражданской войны; был тяжело ранен. Слепой, прикованный к постели, Островский создал роман «Как закалялась сталь» (1932-34; некоторые главы не были пропущены цензурой) — о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина (образ, в значительной мере определивший тип положительного героя литературы социалистического реализма). Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) — о Гражданской войне в Зап. Украине.
"Как закалялась сталь" - автобиографический роман Н. Островского о времени начала ХХ века, времени неспокойном, времени начала становления коммунизма в стране. Описанное в романе время включает первую мировую войну, Февральскую и Октябрьскую революции, гражданскую войну, борьбу с разрухой, бандитизмом и мелкобуржуазными элементами, отпор партийной оппозиции, а также период индустриализации страны. Рассматривая роман "Как закалялась сталь" сегодня, в дни рассвета демократии, стоит отметить прежде всего, роман, как историю человека с очень тяжелый судьбой, человека, живущего в трудные для России и ее народа времена.
Центральный герой романа - юноша Павел (Павка) Корчагин. Павел Корчагин - наглядный пример человека с твердым характером, с достоинством, переносящего все удары судьбы, ради достижения цели, воплощения своей движущей идеи. То, что идея в то время была почти у всех людей одна и не отличалась особой оригинальностью (и разумностью, как показала будущая практика): строительство коммунизма в стране, борьба за счастье народа. подробнее Значение романа сегодня - это в первую очередь, нравственно-воспитательное содержание. Герой романа может явиться в некотором роде, образцом для подражания молодому поколению, для формирования характера.
Сопоставьте две сцены из книги Н. Островского «Как закалялась сталь». Одна из них – размышление Корчагина над могилами погибших товарищей. Другая, соседствующая с ней, - сцена посещения Павлом Корчагиным семьи брата Артема . Как соотносится в этих эпизодах из книги Н. Островского любовь героя к абстрактному человечеству с любовью к реальному ближнему? Какой смысл приобретают в них размышления Павла о своем родном городке: «Давно уже оторвался корнями отсюда»?
Русский советский писатель, прозаик, один из наиболее самобытных по стилю русских литераторов первой половины 20 века. Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 года он публиковал свои произведения, сотрудничая с рядом газет как поэт, публицист и критик. В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя).
Для героев романа революция стала мерилом нравственности, совестью, высшим судией. Беззаветное служение революции приводит Дванова и Копенкина в Чевенгур — реальное воплощение коммунистической идеи. Здесь — конечный пункт пути всех правдоискателей А. Платонова. В этой точке становятся ненужными все пути — и пройденные, и предстоящие. Именно поэтому Чепурный, председатель чевенгурского ревкома, говорит, что в Чевенгуре — конец всей всемирной истории, что она теперь никому не нужна.
А. Платонов подробно описывает фантастический город Чевенгур, где коммунизм якобы уже построен, и картина этого «рая на земле» довольно непривлекательна. Люди там ничего не делают, так как «труд способствует происхождению имущества, а имущество — угнетению», «за всех и для каждого работало единственное солнце, объявленное в Чевенгуре всемирным пролетарием». А «труд раз и навсегда объявлялся пережитком жадности и эксплуатационно-животным сладострастием...». Однако каждую субботу люди в Чевенгуре «трудились», перетаскивая с места на место сады и передвигая дома. В Чевенгуре жителей осталось совсем мало, притом одни «трудящиеся массы»: «Буржуев в Чевенгуре перебили присно, честно, и даже загробная жизнь их не могла порадовать, потому что после тела у них была расстреляна душа».
Через четыре года в пятый голод гнал людей в города или в леса — бывал неурожай. Захар Павлович оставался в деревне один. За долгую жизнь его рук не миновало ни одно изделие, от сковородки до будильника, но у самого Захара Павловича ничего не было: ни семьи, ни жилища. Однажды ночью, когда Захар Павлович слушал шум долгожданного дождя, он различил далекий гудок паровоза. Утром он собрался и ушел в город. Работа в паровозном депо открыла для него новый искусный мир — такой давно любимый, будто всегда знакомый, и он решил навсегда удержаться в нем. подробнее
В центре внимания рассмотренных нами произведений русской литературы 20–30-х годов XX столетия мы наблюдали движение народных масс, возникновение их вождей и проблемы формирования нового человека. Но если А.Серафимович, А.Фадеев и Н.Островский сочувственно изобразили закономерность “святого” революционного выбора народа, верили в спасительную силу вождей, в благотворительное влияние лидера и коллектива на личность, в реальную возможность преображения человека, то М.Булгаков выразил скептическое отношение к революции как опасному хирургическому вмешательству, оценил эпоху насильственных изменений как безбожное время языческих диктаторов с обязательными жертвоприношениями, массовым психозом и подавлением отдельной личности.
Герой Н.Островского — это жертва, которая была необходима режиму для прославления прикрывающих его и преданных им коммунистических идеалов, для нейтрализации вредоносных распоряжений ставших у власти. Но именно он помог народу своим нравственным примером выжить в страшных условиях воплощения утопической мечты в жизнь, разрушительные последствия которого печально констатировал А.Платонов. Таким образом, писатели и их произведения, выбранные нами для обзора, помогают более объёмно и точно восстановить картину сложной и противоречивой революционной эпохи.