Героический эпос русского народа Былины «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»«Садко»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 320
Презентация "Героический эпос русского народа Былины «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ»«Садко»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Былина Термин былина закрепился за эпическими сказаниями и эпическими песнями в середине XIX столетия; ранее их называли старинами, реже — старинками. Былина — это своеобразный, чисто русский вид легенды, в котором рассказывается о народных героях и реальных исторических событиях.
Исполнение былин Былины исполнялись особым образом: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли, соответственно, сказителями. Былины передавались от поколения к поколению, и известны целые семьи, в которых хранились такие традиции. Знаменитая семья Рябининых, мать и дочь Крюковы - все это известные северные сказители. Исполнение былин требовало большого актерского таланта и блестящей памяти: так, например, Марфа Семеновна Крюкова в течение целого месяца напевала собирателю фольклора новые и новые былины, не повторяясь.
«Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым» Одна из первых попыток записать тексты былин как они есть была осуществлена казаком Киршей Даниловым по заказу уральского заводчика Демидова в XVIII веке. Так был составлен большой сборник, получивший полное название «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым».
Особенности построения сюжета Сюжет былин, как и сказок, строился по определенным правилам. ЗАЧИН (завязка действия), повествование, кульминация, исход (развязка). Начинались былины, как и сказки, с зачина. Очень часто один и тот же зачин использовался в разных былинах. Сказочный зачин сразу уводил слушателя из обычной действительности. «... В некотором царстве, в некотором государстве...» (Действие происходило не здесь, не в обычной действительности). Былина же воспринималась как правдивый исторический рассказ, поэтому и зачин имел другое назначение. Высота ли, высота поднебесная, Глубота, глубота, океан-море, Широко раздолье по всей земле, Глубоки омуты Днепровские! Содержанием былины являются действия героев.
Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине Богатырей объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Все они обладают необходимым тактом, умеют вести себя так, как требуется по установленным обычаям: при входе в дом крест кладут по-писаному, ведут поклоны по-ученому относятся с должным почтением к тем, кто старше их по возрасту, они бескорыстны. Но различия между богатырями есть, и не только в имени.
Герои совершают свои подвиги в разных ситуациях Добрыне Никитичу не приходится быть главным богатырем при обороне Руси от нападения врагов. Наоборот, он сам учиняет разгромы в других землях, о чем свидетельствуют былины «Женитьба Владимира», «Добрыня и Владимир Казимирович». Вся боевая деятельность Добрыни проходит вдали от Киева.
Илья Муромец всегда выступает против врага на своей земле. Его противники: Калин-царь, который привел с собой огромное войско; Идолище поганое, которое засело в Киеве и хозяйничает там; Соловей Разбойник, захвативший дорогу между Киевом и Черниговым — всех их должен победить Илья Муромец и спасти русскую землю, свой народ. Могут быть и невоинские конфликты в былинах об Илье Муромце — это социальные конфликты (былины «Илья в ссоре с Владимиром», «Илья и голи кабацкие», начало былины об Илье и Калине-царе). В Илье Муромце явно проступают черты героя из простого народа.
Алеша Попович одерживает свои победы не столько силой, сколько хитростью (былина «Алеша и Тугарин Змей»).
У каждого богатыря свое имя и своя «биография», свои подвиги и гибель, но в то же время «у них так много сходного, даже совпадающего, что можно говорить о едином художественном, историческом типе богатыря — героя эпоса. Вот характернейшая особенность этого типа: богатырь до поры до времени выступает как обыкновенный человек, в древнерусском сословном ряду он „ниже“ князей, бояр, купцов... Но наступает момент, и обнаруживается необыкновенность богатыря, раскрывается его сверхчеловеческая сила, проявляются фантастические способности, которые возвышают его над всеми».
Художественные особенности былин «Сказывание» (напевная интонация) Гиперболизация - преувеличение основных черт, качеств героев, явлений жизни, связанных с ними (палица богатыря весит сорок, а иногда и девяносто пудов, конь несет богатыря «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего» и др.) повторы постоянные эпитеты (красна девица, чисто поле, добрый конь и др.) синонимы сравнения уменьшительные и увеличительные суффиксы приемы контраста (богатырь и враг-чудовище) и антитеза (герой действует вопреки советам, предупреждениям).
Художественные особенности былин В тексте былины находим приметы реальной русской старины. В былинах немного описаний, но они выполняют важные художественные функции: придают достоверность повествованию, выражают симпатии и антипатии автора, дополняют образ богатыря. Повествование в былинах перебивается диалогом, цель которого подчеркнуть, что выделяет и прославляет богатыря, раскрывает до конца его богатырскую суть.
Былина «Вольга и Микула» Микула - носитель лучших человеческих качеств В название былины вынесено два имени. Как вы думаете, почему? О чем повествуется в былине «Вольга и Микула Селянинович»? Есть ли в этой былине зачин? Можно ли отыскать в былине «Вольга и Микула Селянинович» концовку?
Как вы думаете, откуда у богатыря такое имя — Микула Селянинович? Что оно обозначает? Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории. Какова здесь основная мысль? (Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)
Как вы полагаете, по каким признакам произведение «Вольга и Микула Селянинович» можно отнести к жанру былины? Найдите в произведении отличительные черты былинного эпоса.
Какие изобразительно-выразительные средства используются при описании образа героя? Найдите в тексте былины постоянные эпитеты. Что вы можете сказать об употреблении в былинах такого приема, как гипербола? Как гипербола подчеркивает основную мысль произведения?
Найдите в тексте былины описание пахаря Микулы Селяниновича Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.) Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».) Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет. Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)
Как показывается не внешняя, преходящая, а внутренняя, духовная красота Микулы Селяниновича? Зачитайте разговор князя с пахарем. Что мы можем сказать об уме и воспитании «простого крестьянина»? Похваляется ли оратай своей силой и значимостью? Как он демонстрирует князю и дружине, что его труд важнее «труда» сборщиков подати? Зачитайте данный отрывок. За что уважают Микулу Селяниновича простые селяне? (За трудолюбие, хлебосольство, чувство собственного достоинства и доброту.) За что уважает Микулу Селяниновича князь Вольга Святославич? (3а физическую силу, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства и доброту.)
Каков, на ваш взгляд, идейный смысл русского богатырского эпоса? Былины — это память народа о своем прошлом, художественно переосмысленная, дополненная сказителями. Былины — это легендарный эпос русского народа, в котором причудливо сплелись реальная история с политическими и военными конфликтами, реальные исторические лица, политические деятели и воины, мифологические существа (Волх Всеславьевич, Свято- гор), вымышленные герои, обобщенные фольклорные образы. Весь богатырский эпос глубоко патриотичен: главная его идея — защита и единство русской земли, православной веры.
Былины Новгородского цикла В былинах предметом изображения часто были не только события героической обороны страны, в основном стольного города Киева, но и дела, события повседневной жизни: Безымянный автор исходного текста, а затем сказители, с одной стороны, делились со слушателями своими думами о том, как надо правильно жить, с другой стороны, поуча- ли людей, на конкретных примерах показывали, что хорошо и что плохо с точки зрения народа, с точки зрения православной веры. Власть князя в Новгороде была ограничена народным вече, поэтому если в Киевском цикле в центре повествования стоит князь, то в новгородском цикле он не представлен. Город Новгород не подвергался набегам кочевников, поэтому и тема защиты Русской земли не является основной в данном цикле.
Историческая основа былин Великий Новгород — республика бояр и купцов, социальными и торговыми узами связанная с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты, нашедшие отражение в эпосе. Новгородские купцы вели обширную торговлю со многими странами Европы. Изображению жизни и быта новгородского купе- чества и посвящены былины о Садко — новгородском госте.
Содержание былины Кто является главным былинным героем? Что нам известно о нем из зачина? Как Садко смог разбогатеть? Какой прием использован в этом эпизоде? (Троичность повествования) Что послужило причиной отъезда Садко из Новгорода? Опишем путь Садко. Проследим его на географической карте. Совпадает ли он с реальными географическими объектами? Что произошло с кораблями Садко на море? (Выразительное чтение отрывка о бросании жребия) Что решил брошенных жребий?
Словарная работа Гусельки яровчаты. Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях. В те далекие времена гусли делали из сухой доски ели или клена. Клен «Явор» был особенно любим у музыкальных дел мастеров, отсюда и название — гусли «яровчатые». Жребий вольжаный — специально изготовленный деревянный отрубок небольшого размера с вырезанной на нем меткой, предназначенный для решения случаем (судьбой) спорных вопросов. Дружина — вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством. В тексте былине слово дается не в прямом значении, так как Садко не был князем.
К.А. Васильев «Садко и владыка морской» Какие события происходят с Садко на дне морском? Выразительно прочитаем отрывок о пляске морского царя. Какой прием использован в этом описании? (Прием гиперболизации) Как удалось Садко обмануть морского царя и выбраться на берег? Кто из вас обратил внимание, какое волшебное превращение произошло с Чернавушкой в Былине? (Она превратилась в реку Чернаву). Отметьте, что такие волшебные превращения - еще одна особенность русских былин. Исполнил ли Садко волю старика, который помог ему обхитрить морского царя? (Он выстроил храм в честь святого Миколы).
Какие особенности устного народного поэти- ческого творчества вы заметили в этом повествовании? Подкрепите свой ответ цитатами из текста. Чем характерна речь повествователя? К ка- кому типу речи ее можно отнести и почему? Найдите в тексте изобразительно-вырази- тельные средства языка, присущие устному поэтическому творчеству. Охарактеризуйте их. Попробуйте пересказать былину о Садко в том варианте, который дан в вашем учебнике.
Приемы народно-поэтической речи в былине Прием Гипербола Параллелизм Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами Сравнения Повторы Пример Все пляшет царь морской во синем море. Во синем море вода всколыбалася, Со желтым песком вода смутилася, Стало разбивать много кораблей на синем море, Стало много гибнуть именьицев, Стало много тонуть людей праведныих. На небе солнце - и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. Палаты белокаменны, буйна голова, дружина хоробра, гусельки яровчаты Голова у царя как куча сенная. Садка день не зовут на почестей пир, Другой не зовут на почестен пир И третий не зовут на почестен пир (троекратное повторение в тексте)