Образ учителя в художественной литературе
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 401
Презентация "Образ учителя в художественной литературе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» (строки из поэмы Н.А. Некрасова «Медвежья охота»). Образ учителя в художественной литературе Цитаты ГУК «ЦБС «КУНЦЕВО» БИБЛИОТЕКА № 41 «ИСТОКИ» Стихи
В 1944 году, в Америке, а точнее – в США, скромная, но деятельная учительница из штата Арканзас, написала целую петицию политикам и чиновникам в Вашингтон. В этой петиции учительница предложили оказать уважение педагогам США. Письмо случайно попало в руки жене президента США, Элеоноре Рузвельт, которая и встала на сторону учительницы, убедив сенаторов предпринять какие-либо шаги в этом направлении. Однако почти 10 лет понадобилось политическим мужам, чтобы признать важность учительского дела, и лишь в 1953 году был провозглашен День Учителя на государственном уровне. Вслед за США, решено было этот праздник сделать государственным и в СССР, бывшем тогда политическим оппонентом Штатов. Праздник "День Учителя" в РФ был утвержден указом Президиума Верховного Совета СССР в 1965 году. Его принято было отмечать в первое воскресенье октября. И уже в 1994 году, совместив День Учителя с Всемирным днем учителей, утвержденным ЮНЕСКО, этот праздник отмечается 5 октября. В то же время, в странах Балтии, Украине, Белоруссии и Казахстане День Учителя, как и прежде, продолжают праздновать в первое воскресенье октября. В Бразилии этот праздник отмечают 15 октября. Этот день был официально объявлен праздничным в 1963 году. А если углубится в историю, то можно узнать, что впервые празднование этого дня произошло в 1947 году, в связи с изданием указа о начальном образовании в Бразилии. В Китае День Учителя отмечают 10 сентября, в Аргентине – 11 сентября, в Ливане – 9 марта, в Польше – 14 октября. В Великобритании учебный год начинается в сентябре, но не всегда в первый день месяца, так как англичане считают, что понедельник не лучший день, чтобы начинать учебу. Поэтому ученики обычно начинают заниматься в первый вторник сентября. Но День Учителя празднуют 5 октября, как и в большинстве европейских стран. Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О проведении в Российской Федерации Года учителя". Год учителя будет проведен в 2010 году "в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя". Правительству РФ поручено образовать оргкомитет по проведению Года учителя и утвердить его состав, а также план основных мероприятий. Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять соответствующие мероприятия в рамках Года учителя. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Во все времена учительской теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях показывают, какое значение на нас и нашу нравственность оказывают учителя. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература. Авдеенко Ю.Н. Любовь учителя истории Айтматов Ч. Первый учитель Алексеев В.А. Открытый урок; Прекрасная второгодница Алексеев В.К. Я вам верю: записки воспитателя Алексин А.Г. Сигнальщики и горнисты; Безумная Евдокия Астафьев А. Фотография, на которой меня нет. Астафьев В. «Людочка»."Учитель не заметил в классе тихую, скромную троечницу Людочку, главную героиню рассказа В. Астафьева «Людочка». В её трагедии есть и учительская вина." Аксаков С.Т. "Гимназия"(Автор показал казанских учителей начала XIХ в) Астафьев В.П. Кража Баталов В.Я. Шапка - сосна Белых Г.Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД Бикчентаев А. Весна, похожая на крик Бичуя Н.Л. Шпага Славки Беркуты Близнец В. Женя и Синько Боборыкин П.Д. В путь-дорогу Бронте Ш. Учитель: Роман/ Пер. с англ. Быков В. Обелиск Васильев И.А. Крестьянский сын Вигдорова Ф. Дорога в жизнь; Это мой дом; Воронцова Е.А. Нейлоновая туника Гарин-Михайловский Н.Г. Гимназисты Гоголадзе Т. Ребята и девчонки Гончар О. Бригантина Горбачев А.М. Сельская учительница Горская А.Б. Инка плюс Дик = ? Горышин Г. Любовь к литературе Железников В.К. Чучело Исарова Л. Задачи со многими неизвестными: Невыдуманные истории из школьной жизни; Записки старшеклассницы; Война с аксиомой: Спорные истории из школьной жизни Искандер Ф. "Тринадцатый подвиг Геракла","Школьный вальс, или Энергия стыда" Каверин В.А. Школьный спектакль; Загадка; Разгадка Каранбаев М. Вот он я - бывалый! Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания (Показана пестрая картина гимназической жизни) Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз: Роман/ Пер. с англ. Е.Ивановой, С.Шайкевич// Последний дюйм: Проза современных писателей Европы и Америки.-Пермь: Пермская книга, 1994.-С.153-360.-(Юношеская б-ка). Автор книги Бел Кауфман сама работала учителем в школе. Роман написан от лица учительницы литературы.
Киселев В. Девочка и птицелёт; Любовь и картошка Крапивин В.П. Наследники Кузнецова А.А. Земной поклон Лиханов А. Благие намерения Малакшинов П.И. Школа в Таряпе Мусатов А.И. Клава Назарова Нагибин Ю. "Зимний дуб" Никонов Н. Три рассказа Татьяны Сергеевны: Урок, Воробышек, Лекарство Огнев Н. Дневник Кости Рябцева Пашнев Э. Белая ворона! Петухов А.В. Без отца Платонов А. "Ещё мама", Песчаная учительница Поликарпова Т. Две берёзы на холме Полонский Г. Доживём до понедельника Поляков Ю.М. Работа над ошибками Прилежаева М.А. Зелёная ветка моя; Юность Маши Строговой Распутин В. "Уроки французского" (В рассказе «Уроки французского» В. Распутина создан образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она всё же перевернула, отогрела душу мальчика) Рубан П.С. Пока бьётся сердце Рытхэу Ю. Любовь Ивановна Сабинина Л. Родео Лиды Карякиной Садовников Г.М. Большая перемена: Кинороман Северина Г.И. Легенда об учителе Симонова Л.С. Круг Соловейчик С.Л. Ватага "Семь ветров"; Учение с увлечением; Час ученичества Соломко Н.З. Если бы я был учителем; Белая лошадь - горе не моё Сотник Ю.В. Эликсир Купрума Эса Стрелкова И. Чёт и нечет Тендряков В. Весенние перевёртыши; Ночь после выпуска; Чудотворная; Шестьдесят свечей Терентьева Н.П. Рассказы// Нева.-1997.-N10.-С.123-134. Надежда Петровна Терентьева живёт в посёлке Сиверское Ленинградской области, работает учителем в школе Томин Ю.Г. А, Б, В, Г, Д и другие Толстая Н.Н. Рассказы// Звезда.-1998.-N1.-С.6-16. Наталья Никитична Толстая - доцент С.-Петербургского университета, специалист по шведскому языку и культуре, пишет рассказы на русском и шведском языках. Туманова З.А. Сочинение на свободную тему Фраерман Р.И. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви Фролова М.Ф. Современная девочка Чехов А.П. Человек в футляре. Чуковский К.И. Гимназия. Воспоминания детства Шамаев К. Тайна старого учителя Щербакова Г. Вам и не снилось Эргле З. Между нами, девочками, говоря Яковлев Ю.Я. Зимородок
Менделеев Д. И. Сознательный и любящий свое дело учитель, конечно, может, особенно в раннем детском возрасте, влиять плодотворно на ученика при помощи любого предмета преподавания (так, покойный профессор П. Л. Чебышев говорил мне, что учительница музыки своими уроками более всех иных учителей сделала из него то, чем он был в своей плодовитой жизненной деятельности)... Монтень М. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один говорил; я хочу, чтобы он слушал тоже своего питомца. Сократ, а впоследствии Аркесилай заставляли сначала говорить учеников, а затем уже говорили сами... Морелли Если лица, которым вверены воспитание и забота о детях, будут обвинены в небрежности, если из-за того, что они не исправляли и не наставляли детей, последние приобретут какой-нибудь порок или дурную привычку, противную духу общественности, то виновные будут лишены чести заниматься этим делом на некоторое время или навсегда, смотря по степени вины. К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует и в какой мере усвоил это... Если кто изрыгает пищу в том самом виде, в каком проглотил ее, то это свидетельствует о неудобоваримости пищи и о несварении желудка. Если желудок не изменил качества и формы того, что ему надлежало сварить, значит, он не выполнил своего дела. Конфуций (Кун-цзы) "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем". Александр Македонский о своём учителе – Аристотеле сказал: "Я учителя своего почитаю как отца родного. Отец дал мне тело, а учитель вложил в него душу."
Толстой Л. Н. Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Чехов А. П. Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. Гёте В. Если ты хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учеников, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил, потому что отделываться от бесполезного столь же трудно, как и менять неправильно взятое направление. Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. Гораций Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно! Все, что излишне, хранить понятие наше не может Добролюбов Я. А. Юность вообще склонна к восторженной идеализации. Поэтому дети любят собирать в одно все понятия о совершенстве, какие им удалось получить в недолгой своей жизни, и переносят их на какую-нибудь определенную личность, в которой видят осуществление своих идеалов. Всего чаще идеалом их становится учитель, и в нем-то стараются они видеть соединение всех добродетелей... Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей, - тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Но горе учителю, который неосторожным своим поведением... разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу, - его похвала и порицание не имеют значения, и то, что прежде охотно и радостно делалось - единственно из любви и уважения к нему, достигается уже не иначе как школьной тиранией, наказаниями и принуждением.
Вероника Тушнова Если б не было учителя, То и не было б, наверное, Ни поэта, ни мыслителя, Ни Шекспира, ни Коперника. И поныне бы, наверное, Если б не было учителя, Неоткрытые Америки Оставались неоткрытыми. И не быть бы нам Икарами, Никогда б не взмыли в небо мы, Если б в нас его стараньями Крылья выращены не были. Без его бы сердца доброго Не был мир так удивителен. Потому нам очень дорого Имя нашего учителя! Агния Барто «Первый урок» Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица. Вошла учительница в класс,- Вставать или садиться? Как надо парту открывать, Не знала я сначала, И я не знала, как вставать, Чтоб парта не стучала. Мне говорят - иди к доске,- Я руку поднимаю. А как перо держать в руке, Совсем не понимаю. Как много школьников у нас! У нас четыре Аси, Четыре Васи, пять Марусь И два Петровых в классе. Я на уроке в первый раз, Теперь я ученица. На парте правильно сижу, Хотя мне не сидится. Сергей Владимирский ...И вот звонок, Пустеет быстро школьный дом. В звенящей тишине Последние шаги. Но в тихом классе все сидишь ты за столом, И вновь перед тобой твои ученики. И в тишине ты думаешь о них, Вчера чужих, теперь родных, Про их вопрос, про свой ответ, Про то, на что ответа нет... А завтра снова день придет, И школьный радостный народ Наполнит шумом этажи И в вихре жизни закружит! Когда-то сам на третьей парте у стены О будущем мечтал и взрослым стать спешил Уже тогда ты быть учителем решил, Нелегкий выбрал путь, но знал, что хватит сил. И снова в школе тишина, И старый глобус у окна, В журнале суффикс и падеж, И столько судеб и надежд... В твоих руках судьба страны, судьба земли, Твоих учеников исполнятся мечты. Им сеять хлеб, вести по курсу корабли, Жизнь детям посвятить, как это сделал ты... И снова в школе тишина, И старый глобус у окна, В журнале суффикс и падеж, И столько судеб и надежд... А. Дусенбие Вам, памятник, учителя, Я высек бы из красного гранита. Установил бы на просторе Большое человеческое сердце… Что всем ветрам и всем лучам открыто – Вам памятник, учителя! М. Садовский Учитель, дни жизни своей, как один, Ты школьной семье посвящаешь, Ты всех, кто учиться к тебе приходил, Своими детьми называешь. Но дети взрослеют, от школьной скамьи Дорогами жизни шагают И в памяти носят уроки твои, А в сердце тебя сохраняют. Любимый учитель, родной человек, Будь самым счастливым на свете, Хоть трудно порой достаются тебе Твои непослушные дети. Ты дружбой и знаньями нас наградил, Прими благодарности наши! Мы помним, как в люди ты нас выводил Из робких смешных первоклашек. По материалам сайта: Алексеева А.И.