Петр Великий русской литературы 10 класс
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 278
Презентация "Петр Великий русской литературы 10 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Автор: Фролова Любовь, ученица 10 класса Руководитель: Морозова Эльвира Алексеевна, учитель литературы 2011 год Савинская муниципальная средняя общеобразовательная школа №1 Ивановской области 155710, п.Савино, ул.Первомайская,д.24, т.(49356)9-10-65 E-mail: [email protected]
С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном; он был ее Петром Великим» В.Г.Белинский «Литературные мечтания»
Поэтическое творчество было для М.В.Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонней одаренной натуры. Во время учебы в Германии его заинтересовала теория литературы и особенно вопросы стихосложения. Здание университета в Марбурге Дом ,в котором жил Ломоносов (Марбург)
Из-за границы М.В.Ломоносов прислал в Российскую Академию наук две оды: «Ода Фенелона» (1738) и «Ода на взятие Хотина» (1739). К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Санкт-Петербург. Нева и Академия наук.
Две оды, созданные Ломоносовым за границей, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.
М.В.Ломоносов разработал систему силлабо-тонического, или слого-ударного стихосложения. Эта система характеризуется одинаковым количеством слогов, равным числом ударений и правильным их чередованием в стихотворной строке.
Несомненная прогрессивность новой системы стихосложения заключалась в том, что она основывалась на изучении особенностей русского языка и опыте русского народно-песенного творчества.
Для того чтобы внести порядок в литературный язык, М. Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — «штилям», связав с каждым из них определенные литературные жанры. Разряды слов Старославянские, русские общие Старославянские, малопонятные, малоупотребительные, книжные Русские разговорные
Низкий: комедии, песни басни, эпиграммы Средний: сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзья Высокий: героические поэмы, оды
Основные темы поэтического творчества М.В.Ломоносова: природа, ее научное познание, Родина, мир, деяния выдающихся людей. Для воплощения этих больших тем требовался приподнятый язык, величавый стиль. Поэтому любимым жанром М.В.Ломоносова стала ода.
М.В.Ломоносов написал 20 больших торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. В них поэт воспевал воинскую доблесть и победу русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочную красоту родной природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла. Ода (от греч. «песнь») – жанр лирической поэзии, стихотворение восторженного характера в честь какого-то лица или события.
Главной темой знаменитой оды М.В.Ломоносова является тема России и ее процветания. Поэт призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. Для этого необходимы упорный труд, целеустремленность, глубокие знания.
М.В.Ломоносов понимал одический жанр широко. Под его пером предметом оды становилось то, что волновало поэта. Так, в оде «Вечернее размышление…» поэт восторгается природой – одушевленным проявлением Божьего могущества. Тайны природы – это тайны Бога, раскрыть которые до конца человеку не дано.
Особое место в поэзии М.В.Ломоносова занимают стихи, в которых великий русский ученый пропагандирует свои научные взгляды. Таковы его эпиграмма «Случились вместе два астронома в пиру…» и «Письмо о пользе стекла». …Пою перед тобой в восторге похвалу Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу. И как я оное хваля воспоминаю, Не ломкость лживого я счастья представляю…
Для борьбы с церковниками, их корыстолюбием и невежеством, М.В.Ломоносов выбрал оружием стихотворную сатиру и написал «Гимн бороде» (1757) : Не роскошной я Венере, Не уродливой Химере В имнах жертву воздаю: Я похвальну песнь пою Волосам, от всех почтенным, По груди распространенным, Что под старость наших лет Уважают наш совет. Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена…
Когда поэта одолевали печальные мысли и усталость, он обращался за поддержкой к поэзии. Именно в одну из таких минут было написано стихотворение «Кузнечик дорогой…»: Кузнечик дорогой, коль много ты блажен, Коль больше пред людьми ты счастьем одарен! Препровождаешь жизнь меж мягкою травою И наслаждаешься медвяною росою. Хотя у многих ты в глазах презренна тварь, Но в самой истине ты перед нами царь; Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен! Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен, Что видишь, всё твое; везде в своем дому, Не просишь ни о чем, не должен никому.
Поэзия М.В.Ломоносова глубоко патриотична: он всегда славил Россию и призывал соотечественников на труд и на подвиг во имя Родины. В этом жизненность и сила его поэтического творчества.