Санги Владимир Михайлович
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 312
Презентация "Санги Владимир Михайлович" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Владимир Санги родился 18 марта 1935 года в нивхском стойбище Набиль на Охотском побережье Сахалина в семье охотника-рыбака. Тогда у нивхов не записывали дату рождения, только пол.
В рассказе "Первый выстрел" В. М. Санги описывает свои детские воспоминания: "...Сейчас я не помню, что родилось раньше: голод, сказки или я. Но сколько помню себя, помню голод и помню сказки...".
-В 1944 году он начал учиться в школе-интернате для нивхских детей в районном центре Ноглики. -Когда Володя пошел в школу, возникла проблема – никто не знал его возраста. И регистрирующая его женщина махнула рукой и сказала – запишу тебя на 18 марта, знаменитый писатель Максим Горький родился в этот день, и ты будешь вместе с ним праздновать» (М.Горький родился 16 марта) -Владимир был на голову выше остальных учеников, младших по возрасту.
Уже в школьные годы у него обнаружились большие литературные способности: сочинения на уроке литературы он мог написать стихами, как, например, сочинение по "Мцыри" Лермонтова. Вскоре его стихи стали появляться в районной газете.
В 1952 г. В.Санги был принят на подготовительные курсы педагогического института им.Герцена в Ленинграде.
Через три года поступил на первый курс Географического факультета этого же института, Одновременно учился на Факультете физической культуры и спорта.
Через 7 лет с дипломом он вернулся на Сахалин. Преподавал в педагогическом училище г. Александровск-Сахалинский затем был назначен инспектором по делам народов Севера Ногликского райисполкома.
Творчество По роду своей деятельности посещал отдалённые стойбища, встречался с нивхами и ороками, эвенками и нанайцами, что давало ему возможность записывать нивхские легенды и предания, которые вошли в его первую книгу «Нивхские легенды», изданную в Южно-Сахалинске в 1961 году.
«Нивхские легенды» принесли В. Санги настоящую писательскую известность. С тех пор он стал узнаваемым литератором. Следом за первой книгой выходят из печати сборник рассказов Санги «Голубые горы» и стихи «Солёные брызги» (1962г.). В этом же знаменательном году В.М. Санги был принят в члены Союза писателей СССР.
Женитьба Кевонгов. Роман. Изгин. Повесть. Ложный гон. Роман. Тынграй Повесть. Первый выстрел. Рассказ. У истока. Рассказ. Голубые горы. Рассказ. Последняя дань обычаю.Рассказ. Семиперая птица. Повесть По следам моих предков (мифы, легенды, предания). - Почему на земле людей мало -Кульгин -Два подростка и шаман-милк -Ымхи и ахмалки -Как красавица хотела уйти от людей -Девушка и вехр -В Млых-во -О бедняке, который женился на дочери морской женщины -Юноша-сирота и шесть братьев-лентяев -Человек и тигр -Откуда пошел род Пал-нивнгун -О юноше без родственников -Предание рода Кршыус-Пингун -О морском Тайхнаде и о шамане, который мучил людей -Легенда о сироте -Приключение двух братьев -Ловец форелей -О Буктакане Сказки. -Кыкык -Бурундук и медведь -Мудрая нерпа -Тюлень и камбала -На болоте -Как чайки-крачки стали жить вместе.
повести «Изгин» 1969 г. «Тынграй» 1970 г. Романы «Ложный гон» 1965г. « Женитьба Кевонгов»1971 г. «Время добыч» 1977 г. «Легенды Ых – мифа» 1967 г.
В 1980-е годы выходит несколько сборников произведений В. Санги, в том числе «Избранное», включивших лучшие романы, повести, рассказы, сказки и очерки нивхского писателя, издана эпическая поэма «Человек Ых-мифа» (1986 г.), написанная по мотивам народных сказаний. Многие произведения В.М. Санги переведены на языки бывших союзных республик и зарубежных стран.
В основу книги легли сказания и напевы одной из лучших сказительниц Хыткук. Она умерла в 1974 году, но успела передать эстафету новому поколению нивхов.
1.Пила-Керкка-Охотское море 2.Лагуна- морской залив ,отделенный от моря песчаной косой. 3.Отмель-мель идущая от берега. 4.Мелководье- низкий уровень воды в реке или водоёме. 5.Ил-вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоема. 6.Седьмой вал- сильное волнение на море, шторм , буря. 7.Сородичи-родственник или человек близкий по происхождению, месту жительства.
В. Санги многое сделал для народов Севера России: спас от закрытия факультет народов Севера в Ленинграде, утвердил официально письменность для нивхов, подготовил и выпустил учебники нивхского языка. С помощью своей письменности, официально принятой в 1979 году, В. Санги перевел для школьников произведения Ш. Перро, Л. Н. Толстого и других классиков, в1981 году выпустил в свет первый нивхский букварь, в 1984 - учебник нивхского языка и книга для чтения, в 1987 - книга для дополнительного чтения.
Ых-миф - так нивхи называли Сахалин Ых-нивнг – житель Сахалина Нгастур – древняя поэма о подвигах героя Милк – злой дух Кинр – злой дух, более могущественнее, чем милк Курнг — всевышний дух Ызнг — добрый дух То-раф – зимник (деревянное жилище, полузасыпанное землёй, крытое корой деревьев, с дымовым отверстием в потолке) 9. Мос – студень из рыбьей кожи с ягодой 10. Хонь – восклицание, означающее просьбу слушателей начать, а после начала продолжать тылгур. 11. Тылгур – повествование о необыкновенных событиях из жизни нивхов 12. Тиф — осень 13. Млых-во — потусторонний мир
Сейчас В. Санги живет то в пос. Песчанское Анивского района, где работает, чтобы сделать эту местность пригодной для жизни нивхов, то в своих любимых Ногликах, где пытается восстановить правила взаимоотношений человека с окружающей средой.
Возраст его для нивха преклонный, но Владимир Михайлович Санги бодр и энергичен. Ведь у него благородная цель - сохранить на Земле нивхский народ и его самобытную культуру
Он, лауреат Государственной премии России им. М. Горького, член международной Лиги защиты прав и свобод человека при экономическом и социальном Совете ООН, выбрал судьбу своего маленького народа, затерянного в вековой тайге и на берегах далекого Охотского моря.
Нивхам, по мнению В. Санги, нужна отдельная территория, где они могли бы жить, никому не мешая. Им ничего не нужно из благ цивилизации - сохранить свою самобытность они могут, только живя в своей естественной среде обитания, наедине с природой. КСТАТИ Сегодня носителей нивхского языка осталось менее двадцати человек. ЮНЕСКО внес нивхский язык в разряд находящихся под угрозой исчезновения.
Так у В. Санги возникла идея создания резерваций для нивхов в нескольких районах Сахалина. Его проект носит название "Этнокультурный проект "Нивхское стойбище. Жилое". Планировалось отвести для их обитания участки в Долинском районе.
В течение ряда лет он избирался секретарем правления Союза писателей России, был президентом Ассоциации народов Севера. В 2002 году В. Санги его труд был отмечен Премией губернатора Сахалинской области, в 2004 году -Премией Сахалинского фонда культуры.
В марте-мае 2004 года по гранту министерства образования Японии и при участии Токийского государственного университета иностранных языков всемирно известной фирмой "Сони" и В. Санги успешно переведены на цифровые носители собранные и сохраненные произведения нивхского фольклора. В числе записанного - нивхский эпос, исполняемый пением. Записаны также исключительно редкие образцы мифов, (исторические и родовые предания, лирические песни и др.)
«В 1963 году, во время создания в родном посёлке писателя – в Ногликах – народного университета культуры (восьмого по счёту на острове) Санги был единодушно избран на пост ректора»
Книга "Тынграй", названа по кличке собаки. В "Тынграе" всего четырнадцать страниц, но по глубине замысла, по масштабности сюжета и законченности судеб людей и их помощников собак это самая настоящая повесть.