БАЛЛАДА
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 342
Презентация "БАЛЛАДА" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
БАЛЛАДА Баллада — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Возникла в XI—XII веках на основе народных плясовых песен с хоровым припевом. В Англии баллада известна издавна, принесена норманнскими завоевателями, а здесь получила только колорит мрачной таинственности.
БАЛЛАДА БАЛЛАДА - (от франц. ballade - танцевальная песня) - один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для Б. характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в Б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению Б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Б. - один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.
БАЛЛАДА Привычно считать, что баллада – это леденящая кровь история, повествующая о таинственных событиях, о роковой любви, побеждающей смерть, о мире духов и оборотней, о рыцарях и прекрасных дамах. Баллада – жанр лирической повествовательной поэзии – развилась из народной песни. Таким образом, она вбирает в себя фольклорные элементы и особенности конкретного литературного направления.
В Третьяковской галерее висит портрет Жуковского, написанный в 1816 году его знаменитым современником Орестом Кипренским. Все в этом портрете подчинено раскрытию внутреннего мира поэта-романтика: его задумчивый самоуглубленный взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Это – Жуковский времени его наибольшей популярности, Жуковский – автор элегий и баллад
Лесной царь, Король Эльфов, Король Ольши или Король Ольхи (нем. Der Erlkönig) — баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа — Лесного царя. Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой. В начале кажется, что ребенок мечется в необычной болезни, борется с приближающейся смертью, но последний стих показывает вдруг… мертвого ребенка.
Мотив произведения заимствован из датской легенды, переведенной на немецкий язык Иоганном Готфридом Гердером. До сих пор не решен спор по поводу названия баллады. Неизвестно, знал ли Гете об ошибке Гердера, или же склонялся к народным знаниям, связанным с болотными землями, заросшими ольхой и вербой. Ее должны были населять духи, использующие свою смертоносную силу на людях. Многие слухи и суеверия были связаны с болотами, но так же и с ольхой, которая после рассечения краснеет, словно истекает кровью. В датском и немецком фольклоре фигура Короля Эльфов ассоциируется со смертью. Это существо якобы приходит к умирающим людям. В его версии фигура злого духа называется Ольховым Королем, Королем Ольх или же — Король Эльфов. В немецком языке ольха (нем. die Erle) и эльф (нем. die Elfe) похожи в написании, в связи с чем и могла возникнуть ошибка.
На чем основан сюжет баллады? Кто такой лесной царь? Как рисует свою страну Лесной царь? Похож ли его мир на реальный? Между кем идет борьба за душу малютки? Кто из борющихся ближе его сердцу? Почему побеждает лесной царь и что это значит для «сына молодого»? Какими красками выписан фон сюжета – мягкими акварельными или яркими, броскими, контрастными? Как вы поняли значение финала баллады?
Особенности баллады «Лесной Царь» Пейзажный зачин и концовка Диалоги (открытый и скрытый) Реальные и фантастические герои Два мира: реальный и идеальный Острый, напряженный сюжет Трагический финал
«Лесного царя» можно прочитывать как философскую притчу о вековечном споре жизни и смерти, надежды и отчаяния при внешне наивном сюжете. Лесной царь олицетворяет собой невидимый и неведомый мир; охота смерти за жизнью и красотой, воплощенными в образе младенца, не шуточна и грозит уничтожением. Резкий контраст в показе одного и другого мира и обреченной борьбы младенца и его отца, враждебность мира иного по отношению к героям – все это является характерными чертами романтизма.
М. Цветаева «Два «Лесных царя»: «Лучше перевода «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя и не должно пытаться. За столетием давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь». Русский «Лесной царь» из хрестоматий и страшных детских снов.»
Гёте Жуковский Отец, ты не слышишь, что мне царь обещает? Успокойся, дитя, в сухой листве ветер шуршит… Мои прекрасные дочери будут нянчить тебя… Отец, отец, неужто ты не видишь там, в этой тьме, царя дочерей?! Мой сын, мой сын, я в точности вижу… Я люблю тебя, меня уязвила твоя красота. Не хочешь охотой – силой возьму Родимый, лесной царь со мной говорит Он золото, радость и перлы сулит О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы. Узнаешь прекрасных моих дочерей Родимый, лесной царь созвал дочерей! Мне, вижу, кивают из темных ветвей! О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне… Дитя, я пленился твоей красотой, не волей иль волей, а будешь ты мой.
Вот как писала об этом М.И. Цветаева: “Вещи равновелики и совершенно разны. Две вариации на одну тему, два видения одной вещи. Гёте — из черноты своих огненных глаз — увидел лесного демона, и мы с ним. Жуковский из глади своих ярких, добрых, разумных глаз — не увидел, не увидели и мы с ним. Наше чувство при чтении «Лесного царя»: как это ребёнок не видит, что это вётлы? У Жуковского ребёнок погибает от страха, у Гёте — от лесного царя”.