Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 371
Презентация "Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Роль пейзажа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Подготовила ученица 10В класса МОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Тамбовской области Гринь Екатерина
Лев Николаевич Толстой — большой мастер слова, под его пером оживали любой описываемый эпизод, сцена, портрет героя, но картины природы особенно полны необъяснимого очарования.
Природа в произведениях Льва Николаевича не просто фон, на котором живут и действуют его герои. Она отражение их чувств, внутреннего состояния.
Любимые персонажи писателя: Наташа Ростова и княжна Марья, Пьер Безухов и Андрей Болконский - часто любуются окружающей красотой, «впуская» её в свою душу.
Мы никогда не увидим Элен и Анатоля Курагиных, Бергов, Наполеона, уделяющих внимание картинам природы. Они самолюбивы и эгоистичны, их занимают лишь собственные персоны.
С точки зрения Толстого-философа, природа олицетворяет собой вечное обновление жизни, она становится свидетелем и участником духовного поиска героев. Так, природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь и изменить её.
Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план.
Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются очень простые, но, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
После ранения и смерти жены Болконский ни о чем не мечтает, ничего не ждёт от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками », стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев.
Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет ни весны, ни солнца, ни счастья», - и в голове героя проносятся печальные мысли.
В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем её разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает у девушки бурю эмоций, будит ее воображение. В душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб. Но в этот раз старое дерево предстает в ином обличье: «Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно.»
В «Войне и мире» пейзаж показан и с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения на природе.
Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли... Земля... сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».
Освещая исторические события, повлиявшие на ход мировой истории, Толстой прибегает к образам природы с тем, чтобы осознать смысл и масштабы происходящего.
Толстой изображает пейзаж под таким углом зрения, чтобы натолкнуть читателя па философские выводы о сущности войны. Писатель был убеждённым её противником, видя в ней бессмысленное и жестокое насилие. Пейзаж в романе призван подтвердить справедливость этой позиции.
Поднявшись на курган, Пьер замирает от восхищения: «Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте...»
В результате сражения мирный, приветливый, многоцветный пейзаж сменяется тусклой, безрадостной картиной. После битвы луга и поля, «на которых сотни лет сбирали урожаи и пасли скот, крестьяне», пропитаны кровью и смертью.
А как трогательно описан дождь, накрапывающий на Бородинском поле вечером 26 августа 1812 года. Это «слёзы неба» об убитых людях, защищавших свою родину, или обманутых, «очарованных» сказкой о дальних московских землях, пришедших поживиться за чужой счёт, но нашедших здесь лишь могилу.
Любоваться красотой могут многие, но почувствовать её, пропустить через своё сердце, наполниться ею, обогатиться духовно — дано не многим, а Лев Николаевич ещё и умеет всё это гениально отразить «на бумаге».
Изображение лунной ночи в Отрадном, неба Аустерлица и Бородинского поля, картины охоты и описание старого дуба - классические, непревзойдённые образцы пейзажной живописи, которые ставят имя Толстого в один ряд с именами великих русских мастеров пейзажа.