Осип Мандельштам
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 461
Презентация "Осип Мандельштам" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Я рожден в ночь со второго на третье Января в девяносто одном Ненадежном году - и столетья Окружают меня огнем. О.Мандельштам Варшава
…Отец Мандельштама был небогатым торговцем кожами. Эмиль Вениаминович много читал, но по-немецки говорил лучше, чем по-русски. Мать, Флора Осиповна, пианистка и учительница музыки, знала и любила русскую культуру
Осип Мандельштам окончил Тенишевское училище. В 1907г. отправился за границу. Жил во Франции, Германии, посещал Италию и Швейцарию. Цель поездки - продолжение образования. Заодно пытался лечиться от врожденного сердечного невроза.
Silentium Она ещё не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь. Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день, И пены бледная сирень В черно-лазуревом сосуде. Да обретут мои уста Первоначальную немоту — Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста! Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито! 1910 У Мандельштама “первоначальная немота” - состояние мира до того, как появилось слово, как произошло рождение красоты. Нет разделения на внутренний и внешний мир, все еще в единстве.
В Париже он увлекся французскими поэтами - символистами. Он подражал символистам - играл и упивался звуком.
Где римский судия судил чужой народ Стоит базилика, и – радостный и первый Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый легкий свод. Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dаmе, Я изучал твои чудовищные ребра, Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам. (1912 г)
Как облаком сердце одето И камнем прикинулась плоть, Пока назначенье поэта Ему не откроет Господь О.Э Мандельштам.
Осип Мандельштам был поэтом - одиночкой. Он говорил про себя: «Нет, никогда, ничей я не был современник…». Ощущение одиночества и конечности человеческого бытия, хрупкость и достоинство обреченной и непонятной творческой личности становится главной его темой.
Я блуждал в игрушечной чаще И открыл лазоревый грот … Неужели я настоящий И действительно смерть придет? «Отчего душа- так певуча…», 1911г.
Особенности раннего творчества О. Э. Мандельштама: твердый взгляд поэта на вещи: четкое деление на «моё»(конкретное, «вещное») и «не моё» (абстрактное); свойственность считать архитектуру родственной литературе; обращение к культуре прошлого.
Лирический герой О. Мандельштама - сложный, страдающий - учит любить жизнь - ненавидит насилие и произвол - размышляет о судьбах поэзии - вызывает чувство благодарности - «поэтическое сердце России»
Переломным для Мандельштама стал 1917 год, так как революцию он встретил радостно, думая, что она принесет подлинное обновление жизни. Но уже в сборнике “Tristia” зазвучали мотивы увядания, разлуки, расставания, скорби
Прославим, братья, сумерки свободы, Великий сумеречный год! В кипящие ночные воды Опущен грузный лес тенет. Восходишь ты в глухие годы, О, солнце, судия, народ. Прославим роковое бремя, Которое в слезах народный вождь берет. Прославим власти сумрачное бремя, Ее невыносимый гнет. В ком сердце есть – тот должен слышать время, Как твой корабль ко дну идет.
Мы живем, под собою не чуя страны. Наши речи за десять шагов не слышны. А коль хватит на полразговорца, Так припомним кремлевского горца. Его толстые пальцы, как черви, жирны. А слова, как пудовые гири, верны, Тараканы смеются усища И сияют его голенища. А вокруг него сброд толстошеих вождей, Он играет услугами полулюдей, Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет, Он один и собачит и тычет. Как подкову, кует за указом указ – Кому в лоб, кому в пах, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него – то малина. И широкая грудь осетина.
ЛЕНИНГРАД Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных.
Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в свои зрачки И своею кровью склеит Двух столетий позвонки? Кровь-строительница хлещет Горлом из земных вещей Захребетник лишь трепещет На пороге новых дней. Тварь, покуда жизнь хватает, Донести хребет должна, И невидимых играет Позвоночником волна. Словно нежный хрящ ребенка, Век младенческой земли, - Снова в жертву, как ягненка, Темя жизни принесли. Чтобы вырвать век из плена, Чтобы новый мир начать, Узловатых дней колена Нужно флейтою связать, Это век волну колышет Человеческой тоской, И в траве гадюка дышит Мерой века золотой.
Умер О.Э.Мандельштам 27 декабря 1938 г. в лагере для репрессированных на Дальнем Востоке. Б. Ахмадулина: “Раз за поэзию убивают, значит ей воздают должный почет и уважение, значит она власть”.
В поднятье головы крылатый Намек – но мешковат сюртук; В закрытье глаз, в покое рук – Тайник движенья непочатый. Так вот кому летать и петь И слова пламенная ковкость - Чтоб прирожденную неловкость Врожденным ритмом одолеть.