Реабилитация после кохлеарной имплантации
- Рубрика: Презентации / Презентации по Медицине
- Просмотров: 302
Презентация "Реабилитация после кохлеарной имплантации" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Научно-методологическое обоснование подходов к реабилитации пациентов после кохлеарной имплантации
Овладение речью У ребёнка с нормальным слухом речь развивается посредством СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ окружающих взрослых и общения с ними Глухой ребёнок не может овладеть речью, слушая окружающих. У него РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ, ОПИРАЯСЬ НА СОХРАННЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ (зрение, тактильные и кинестетические ощущения)
Овладение речью У ребёнка с нормальным слухом понимание речи и собственная речь РАЗВИВАЮТСЯ СПОНТАННО В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЕЛ вместе с родителями и другими родственниками Ребёнка с нарушенным слухом Обучают речи ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО Обучают СПЕЦИАЛИСТЫ СПЕЦИАЛЬНЫМИ методами В СПЕЦИАЛЬНЫХ учреждениях НЕТ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ!
Современный подход Современные КИ/СА обеспечивают ребёнку с нарушенным слухом возможность слышать даже тихую речь, а значит возможность осваивать речь естественным способом посредством слуха и спонтанно.
«Слуховой» метод обучения детей с КИ Цель: Развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения
Основные положения Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после КИ; Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ;
Основные положения Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка; Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка.
Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после КИ 1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия длительность 3 -12 недель 2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ длительность 6 – 18 месяцев 3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи длительность - более 5 лет 4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов
1 этап – начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия Цели: Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребёнку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (>6м); Вызывание у ребёнка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиями со звуками; Вызывание у ребёнка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения; Это основа для спонтанного развития процессов слухового/ слухоречевого анализа Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4 – 6 месяцев
2 этап – основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ Цели: 1. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ; 2. Развитие/формирование всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов ОБНАРУЖЕНИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ, ОПОЗНАВАНИЕ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ СЛУХОВОЙ КОНТРОЛЬ ГОЛОСА, СЛУХОАРТИКУЛЯТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ СЛУХОВАЯ И СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ 3. Развитие мотивации к речевому общению и его начальных навыков Это основа для спонтанного развития и понимания речи и собственной устной речи. Соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет
3 этап – языковой этап развития восприятия речи и собственной речи Цель: овладеть основными компонентами языковой системы и устной речи как основным средством общения Развитие слухоречевой памяти; Накопление пассивного словаря; Развитие грамматической системы; Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы, общих представлений о мире) слухозрительно и на слух; Накопление активного словаря Развитие диалогической речи Развитие связной речи; Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля Развитие навыков чтения и понимания прочитанного Соответствует 5 – 7 годам развития детей с нормальным слухом
4 этап – период развития связной речи и понимания сложных текстов Цели: 1. Увеличение словарного запаса; 2. Расширение общих представлений об окружающем мире; 3. Дальнейшее развитие грамматической системы. Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребёнком понимать прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о различных событиях и явлениях, умение общаться с разными людьми с помощью речи. Соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет.
Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ Приоритетное направление коррекционной работы – направление, отсутствие прогресса в котором тормозит развитие других функций. Прогресс в этом направлении обеспечит продвижение в других направлениях – развитие других функций с помощью сформированной функции. СЛУХ – не цель коррекционно-развивающей работы. СЛУХ – фундамент и инструмент для развития понимания речи окружающих и собственной устной речи у ребёнка с КИ.
СЛУХ – не цель, но с помощью слуха научиться понимать речь, говорить и думать намного легче, чем другим способом
Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка Целенаправленное обучение. Свойства. (Ф. Конингс) Планомерное; Структурированное (теория, планомерные инструкции); Практика (планомерные упражнения); Требует выполнения конкретных заданий/действий; Осваиваемые навыки используются не сразу (не интегрированы); Осваиваемые навыки часто не нужны в повседневной жизни; Процесс обучения не увлекателен.
Спонтанное научение. Свойства. (Ф. Конингс) Непланируемое, неструктурированное – происходит само собой; Научение во время естественных дел; Действия, приводящие к овладению навыком скрыты; Осваиваемые навыки используются сразу (интегрированы); Осваиваемые навыки нужны в повседневной жизни – мотивированны; Процесс увлекателен (не всегда…)
Развитие слуха и речи у ребёнка с КИ происходит в 2-х ситуациях В течение дня во время ежедневных дел (дома, в саду, в школе) Естественное, интегрированное, спонтанное 16 часов в день – только при наличии речевой среды Во время целенаправленных занятий (педагог, мама) Структурированное развитие навыков, которые плохо развиваются спонтанно; Формирование навыков, которые важны для развития спонтанного развития речи у ребёнка на данном этапе 30 – 60 минут, 2 – 5 раз в неделю
Необходимые условия для спонтанного развития слуха и речи у детей с КИ Есть возможность слушать разные неречевые и речевые звуки; Созданы условия для развития речевых коммуникативных навыков в разных ситуациях – взрослый с ребёнком, ребёнок с ребёнком, взрослый с группой детей; У ребёнка появляется положительный опыт в развитии навыков слушания, говорения и общения; В процесс абилитации вовлечены все люди, заботящиеся о ребёнке Ребёнок и семья имеют возможность регулярно получать помощь сурдопедагога адекватными методами в течение 3 – 7 лет Создание хороших условий для восприятия звуков и речи, особенно в начальный период использования КИ (нет шума, нет реверберации)
Необходимые условия для спонтанного развития слуха и речи у детей с КИ Интегрированное обучение детей с КИ – это не только способ их социализации, ЭТО ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕТОДИКИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ: ВОЗМОЖНОСТЬ слышать речь и общаться речью НЕОБХОДИМОСТЬ слушать и общаться речью ПОТРЕБНОСТЬ слушать и общаться речью
Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребёнка. Обучение родителей развитию у ребёнка слуха и речи с КИ/СА, контролю слуха с КИ/СА, развитию коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств; Обучение приёмам вызывания, стимуляции высказываний/голосовых реакций ребёнка в процессе игры и ежедневных дел; Помощь в организации условий для реабилитации по месту жительства; Подготовка учебной литературы для родителей детей с нарушениями слуха; Подготовка учебной литературы для педагогов по обучению родителей; Организация системы обучения родителей развитию детей с нарушениями слуха
Обучение матери/ близких Форма работы не инструкция, а совместные действия. Объяснить родителям, ЧТО и ЗАЧЕМ надо делать; Показать родителям, КАК это делать; СДЕЛАТЬ ЭТО ВМЕСТЕ с родителями; Дать родителям возможность САМОСТОЯТЕЛЬНО СДЕЛАТЬ это с ребёнком под своим наблюдением, чтобы проконтролировать правильно ли они это делают, исправить ошибки. У родителей должен быть позитивный опыт своих действий!