Биомедицинская этика и право
- Рубрика: Презентации / Презентации по Медицине
- Просмотров: 325
Презентация "Биомедицинская этика и право" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Как известно, все положения этики и деонтологии почти до конца ХХ столетия традиционно основывались на нравственности, моральных кодексах, врачебных традициях, общественном мнении и т.д., то есть были рекомендательными, не обязательными, опирались на теорию блага. Биомедицинская этика является новым витком, новой ступенью этики и деонтологии врача. И этот виток внес в данное учение одно чрезвычайно важное, принципиальное, качественно новое направление. В биомедицинской этике очень многие положения перешли в правовые рамки, стали закрепляться законодательно т.е. стали обязательными.
Сегодня приняты законы по следующим проблемам: интересы и благо отдельного человека по отношению к медицине и науке (*КСЕ, ст.2.); доступность медицинской помощи приемлемого качества (КСЕ, ст.3; ППЕ, ст.5.(1,3); информированное согласие на медицинское вмешательство (КСЕ, ст. 4, 5, 6, 8, 15 и 16; ППЕ, ст. 2 (2); ст. 3 (1); ОЗРФ, ст.30;32;33;43); обеспечение прав детей, психических больных (КСЕ, ст.7; ФЗРФ,1998); охрана частной жизни и конфиденциальность (КСЕ, ст.10; ППЕ, ст. 4 (1-8); ОЗРФ, ст. 30,31,61;ОГЗРФ, ст. 131); геном человека (генетическое тестирование, вопросы выбора пола), клонирование, (КСЕ, ст.11-14; ЗРФМК, 2002), медицинский эксперимент (в том числе защита лиц, выступающих в качестве испытуемых) (КСЕ, ст.16,17; ППЕ, ст.3 (8); Хельсинкская Декларация ВМА,2000; ОЗРФ, ст. 43 (1); все аспекты трансплантации (КСЕ, ст.19,20,21,22; ППЕ, ст.3(8); ОЗРФ, ст.1;47;48; ФЗТ,1997); искусственное прерывание беременности (аборт) (ППЕ, 3(8); ОЗРФ, ст.36); репродуктивные технологии (КСЕ, ст.14;8; ОЗРФ, ст..35); медицинская стерилизация (ОЗРФ, ст.37); проблемы СПИДа (ФЗРФВИЧ, 1996); клиническое испытание лекарственных средств (КСЕ, ст.16,17); эйтаназия (ППЕ, ст.5(11), ОЗРФ, ст.33;45); патологоанатомическое вскрытие (КСЕ; ОЗРФ, ст.48; ЗОП); «Присяга врача» (ОЗРФ, ст.60) и т.д.
Такое развитие проблем медицинской этики привело к появлению новой области права – медицинского права. Медицинское право является продуктом второй половины ХХ столетия. Разработка вопросов медицинского права в России и за рубежом имеет коренное различие. Так, медицинское право за рубежом – отрасль науки, которой занимаются научно-исследовательские институты при университетах, а также научные центры.
Сегодняшная тематика этих центров: А) информированное согласие пациента; проблемы конфиденциальности медицинской деятельности; ненадлежащее оказание услуг пациенту и ответственность врача; эйтаназия, паллиативная терапия; медицинский эксперимент; правовые проблемы аборта и репродуктивной медицины; клонирование; генная инженерия; трансплантация органов и тканей; фетальная терапия; психическое здоровье; ВИЧ-инфекция. Б) Распределение ресурсов здравоохранения, этические ресурсы и организация правоохранительной системы в мире без границ; дистанционная медицина;
В) проблемы биотерроризма, электронных носителей, фиксации медицинской информации и связанной с этим защиты частной жизни; проблемы здравоохранения заключенных; телемедицина; правовые вопросы вакцинации; трансграничное предоставление медицинских услуг; трансграничная торговля медикаментами, продажа лекарств по Интернету, реклама лекарств. Г) страхования врачебной деятельности, оценка судебных решений в области медицинского права, денежное возмещение за причинение телесного повреждения; правовой статус медицинского персонала, медицинская техника и медицинское образование.
По сути дела на сегодня все вышеуказанное и составляет основу предмета «биомедицинская этика», то есть медицинское право включает в свою сферу все ее вопросы.
Медицинское право имеет и прикладную область – практическое обеспечение выполнения теоретических положений. За рубежом существуют юридические фирмы, которые оказывают консультативные услуги исключительно в данной области. Таких фирм в России нет, и практическое решение проблем медицинского права в России негласно возложено на этические комитеты.
В чем же причина того, что ныне многие положения морали приходится переводить в правовое поле - законы?
1) В наше время нормы традиционной медицинской этики систематически не срабатывают. В результате наиболее значимые моральные нормы приходится закреплять юридически(И.В. Силуянова) 2) Имеется настоятельная необходимость в таком союзе морали и права. Новая социальная практика, давление внешних обстоятельств на врачей и других лиц столь высоко, а расхождение «должного» и «сущего» морали становится столь всеобщим, что необходим институт обеспечения действенности и возможности процедур этики. Нужна институциальная поддержка этики и законы становятся естественным частями современной биомедицинской этики (Р.Г.Апресян).
Эта практика и возникновение медицинского права требует переосмысления наших представлений о биомедицинской этике, ее места в практике врачевания, ее роли в общественном сознании. Дело в том, что мораль и законность не тождественны. В ряде случаев деяние, неприемлемое моралью, может быть разрешено законодательно (например, смертная казнь). С другой стороны то, что допустимо моралью, может быть запрещено законом (например, отказ от обследования человека с признаками СПИДа). Мораль допускает такой отказ, но закон – не всегда.
В таких сложившихся сегодня условиях нам необходим четкий ответ на чрезвычайно актуальный мировоззренческий вопрос: остаются ли в категории этических те проблемы биомедициской этики, выполнение которых ныне требует закон? То же информированное согласие, конфиденциальность, та же эйтаназия и многие другие. Можно ли обсуждать этичность или не этичность того или иного деяния врача, если его выполнение строго регламентировано законом? Ряд ученых (В.Л.Кулиниченко) высказывают мнение, что законы не всегда этичны и моральны, и, в случае биомедицинской этики должно быть право не соблюдать их по своим убеждениям.
К сожалению, это как раз тот случай, который широко практиковался в СССР и практикуется ныне в России – «Закон - да, но если это целесообразно, можно его нарушать», то есть подмена закона целесообразностью. Однако в любом государстве такая практика абсолютно неприемлема. Ибо закон - это большее, чем те слова, из которых он складывается.
Закон - это нечто гораздо большее, чем чье бы то ни было решение, принимаемое кем-то и когда-то. Истинный закон – это и есть как раз кодекс справедливости, самая сущность наших представлений о добре и зле, совесть общества. И эта совесть формировалась веками и она - величайшее качество, которое развивается вместе с развитием человечества. Ни один храм, ни одна религия, ничто из оружия человеческого, его искусства, науки, ничто из всего того, что его окружает, не может сравниться по своему значению с законом. Нарушение закона во имя целесообразности - прямой путь к разрушению всякой законности.
На вопрос о взаимоотношении этики и законодательства по вопросам биомедицинской этики пока нет четкого ответа. Когда на региональном Совещании ЮНЕСКО по биоэтике автор данной статьи поставил его перед представителем Совета Европы Лоуренс Львофф, было сказано, что она не готова ответить на данный вопрос. Получается настоящий парадокс: законы, пытаясь решать этические вопросы, сами порождают новые трудноразрешимые этические проблемы.