Искусство Древней Греции. Вазопись 1 класс
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 298
Презентация "Искусство Древней Греции. Вазопись 1 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Подготовила преподаватель МБОУДОД ДШИ пос.Парковый МО Тихорецкий район Краснодарского края Прокофьева Ольга Анатольевна
Древнегреческая вазопись — декоративная роспись сосудов, выполненная керамическим способом, т.е. специальными красками с последующим обжигом. Охватывает период с догреческой минойской культуры и вплоть до эллинизма, то есть, начиная с 2500 г. до н. э. и включая последнее столетие, предшествовавшее появлению христианства. Вазы покрывали черным лаком, белой, пурпуровой, голубой, розовой, красной, желтой и позолотой. Древнегреческая вазопись прошла ряд стадий развития: - субмикенскую; - протогеометрический стиль; - геометрический стиль 9-13 веков до н.э.; - ковровый стиль 7 века до н.э.; - чернофигурный стиль; - краснофигурный стиль от 530 года до начала 5 века до н.э.; - строгий стиль; - свободный стиль; - роскошный стиль и др. Чернофигурная вазопись
Чернофигурный стиль вазописи приходит на смену восточному. В этот период для росписи используют шликер глубокого черного цвета (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком) . Иногда его дополняют белой и красной краской. Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность керамических форм варьировала со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами — в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и др. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.
Самоубийство Аякса. Фрагмент амфоры. Автор: вазописец Эксекий На амфоре «Самоубийство Аякса» он изобразил героя Троянской войны при подготовке к поступку, а не после него, как обычно это делали прежде. Эсекию удалось отразить чувства и решительность Аякса Великого. Эксекию было также важно отразить достоинство изображённых людей. Если старые вазописцы изображали людей как кукол, а вазописец Амасис сумел сделать их живыми людьми, то Эксекий сделал людей богами и тем самым предвосхитил появление классического искусства. Некоторые искусствоведы почитают Эксекия как первого художника западноевропейской культуры.
Полиботс (по-английски, не нашла русский варинат)– гигант, сын Урана и Геи. Боролся с Посейдоном в битве между Гигантами и Богами. В центре композиции Посейдон убивает Полиботса, скидывая остров Нисирос на него. Слева Афина бежит к нему, преследуемая вооруженным гигантом. Справа Арес убивает еще одного вооруженного гиганта.
«Аякс и Ахилл за настольной игрой между боями». У этой сцены нет литературного подкрепления: либо такой миф до нас не дошёл, либо она полностью является плодом фантазии художника. Эксекий явно испытывал особый интерес к событиям Троянской войны и в частности к её герою Аяксу.
Фрагмент чернофигурной погребальной пинаки работы Эксекия. Пинака, пинак (древнегреч. πίναξ — доска, картина) — в Древней Греции таблички из дерева, обожжёной глины, мрамора или бронзы. Они преподносились в дар богам, а также использовались для записей. Пинаки также прикреплялись к стенам гробниц. Самые известные относятся к VIII и VII вв. до н. э. и в высоту составляют от 30 до 65 см. На следующих слайдах представлена вазопись уже не Эксекия.
Аттическая чернофигурная амфора Изображена женщина, зажатая между двумя воинами, возможно, это изображение захвата Елены. Воин сражается с амазонкой, возможно, Гераклом с Андромахой (жена Гектора, в Илиаде). Бедра амазонки и центральная часть тела закутанной фигуры справа отреставрированы. 500 г. до н. э
Богиня правит квадригой (боевая или спортивная колесница на двух колесах, запряженная в один ряд четверкой коней), в окружении трех слуг. Снизу изображение оленя и двух нападающих львов. Сверху изображение двух обнаженных боксеров (воинов, спортсменов) с двумя слугами.