В.В. Кандинский — российский отец мирового абстракционизма
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 249
Презентация "В.В. Кандинский — российский отец мирового абстракционизма" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
В.В. Кандинский — российский отец мирового абстракционизма «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных... между собою создать новый мир, который зовется произведением». В.В. Кандинский
В.В. Кандинский Кандинский принадлежит к числу наиболее ярких личностей в мире живописи. Он — один из основоположников абстракционизма, создатель огромного количества картин, автор нескольких книг об искусстве и неутомимый исследователь-этнограф. Кто-то называл его сумасшедшим, кто-то — шаманом, но кто мог усомниться в его гениальности? Кандинский «взорвал» представление о живописи подобно тому, как в свое время изменил отношение к скульптуре Микеланджело.
Кратко об основателе абстракционизма Василий Васильевич Кандинский (1866-1944 гг.) окончил Академию художеств в Мюнхене, в одном из центров европейского искусства. Туда он поступил в возрасте уже тридцати четырех лет (1900 г.), после того как оставил науку, отказавшись от предложенного ему места профессора юриспруденции в Дерптском университете (г. Тарту). На этот шаг повлияло сильное потрясение картиной Клода Моне «Стог сена» на выставке французский импрессионистов в Москве, а также впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», прошедшей в Большом театре. К абстракционизму Кандинский пришел через импрессионизм – его ранние работы выполнены в этом стиле. Первая абстракция появилась в 1910 году, а в 1912-ом вышла в свет его книга «О духовном в искусстве», первое теоретическое обоснование нового направления.
Об искусстве, современном Кандинскому Отрывки из книги «О духовном в искусстве» …Это произведение [до этого момента в книге художника дано описание выставки реалистической живописи. – примечание С.П.] осматривается холодными глазами и равнодушной душой. Знатоки восхищаются "ремеслом" (как восхищаются канатным плясуном), наслаждаются "живописностью" (как наслаждаются паштетом). Голодные души уходят голодными. Толпа бродит по залам и находит, что полотна "милы" и "великолепны". Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал. Это состояние, искусства называется I'art pour l'art [с фр. «искусство для искусства», - примеч. С.П.]
О повороте к духовному Как пишет Кандинский, в литературе на пути к духовному уже стоит Метерлинк (собственно литературное средство – слово, его звучание). В музыке - Вагнер (мотив). Еще Дебюсси (духовные импрессии; Клода Дебюсси считают импрессионистом в музыке), Арнольд Шенберг, который отказался от «привычно-красивого» ради внутренней красоты. В живописи – это Сезанн (форма): «Он умел из чайной чашки создать одушевленное существо или, вернее сказать, увидеть существо этой чашки». Еще Анри Матисс (форма и цвет) и Пикассо, который также полностью отказался от внешней красоты. Кандинский утверждает, что искусство должно также отвергнуть внешнюю красоту для того, чтобы явить внутренне прекрасное. Но это прекрасное может показаться уродством неподготовленному зрителю.]
О психическом действие цвета Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет - это клавиш; глаз - молоточек; душа - многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
О «трех мистических необходимостях», влияющих на создание произведения: 1) каждый художник, как творец, должен выразить то, что ему свойственно […]; 2) каждый художник, как дитя своей эпохи, должен выразить то, что присуще этой эпохе […]; 3) каждый художник, как служитель искусства, должен давать то, что свойственно искусству вообще […].
Работы Кандинского представлены во многих музеях мира и частных коллекциях. Базель, Швейцария, Коллекция Эрнста Байелера (2) Баку, Азербайджанский государственный музей искусств (1) Берн, Швейцария, Художественный музей (1) Вашингтон, США, Национальная художественная галерея (2) Вупперталь, Германия, Музей фон дер Хейдт (1) Гамбургская художественная галерея (1) Дюссельдорф, Художественные собрания земли Северный Рейн-Вестфалия (4) Екатеринбургский музей изобразительных искусств (1) Ереван, Армения, Национальная галерея Армении (2) Кельн, Музей Людвига (2) Мадрид, коллекция баронессы Тиссен (7) Москва, Государственная Третьяковская галерея (13) Мюнхен, Городская галерея в Ленбаххаузе (53) Нью-Йорк, Музей современного искусства (18) Нью-Йорк, Музей Соломона Р. Гуггенхайма (31) Париж, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду (17) Пасадена, Калифорния, США. Музей Нортона Симона (1) Роттердам, музей Бойманса — ван Бёнингена (3) Сан-Франциско, США, Музей современного искусства (1) Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж (4) Санкт-Петербург, Русский Музей (3) Цюрих, частная коллекция (1) Частная коллекция (1) Чикаго, США, Институт искусствв (10) Швейцария, коллекция Мерцбахер (4) Швейцария, частная коллекция (1) Штутгарт. Государственная галерея (1) Неизв. (39)
Работы Работы В. Кандинского В. Кандинский. «Избранные труды по теории искусства в 2 томах» В. Кандинский, Ф. Марк. «Синий всадник» Прочее Н. Автономова. «Кандинский и художественная жизнь России начала 1910-х годов» H. Автономова, .... «Многогранный мир Кандинского» (Сборник статей) И. Азизян. «Василий Кандинский: Полилог искусства и науки» И. Аронов. «Кандинский. Истоки» В. Бараев. «Древо: декабристы и семейство Кандинских» Д. Берестовская. «Павел Флоренский и Василий Кандинский: лики прекрасного» Н. Дружкова. «Теоретические основы педагогики искусства В. Кандинского» Н. Лазарева. «Художественные миры А. Скрябина и В. Кандинского: на перекрёстке параллелей» А. Медведев. «Духовная пирамида Василия Кандинского» А. Раппапорт. «Кандинский в Лондоне» Д. Сарабьянов. «Кандинский и русский символизм» В. Шалабин. «Василий Кандинский — художник, этнограф и шаман»