Культура ацтеков
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 225
Презентация "Культура ацтеков" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Культура ацтеков Ацтеки стали прямыми наследниками древней идеологии, зародившейся в Теотиуакане, где находятся истоки культуры науатль, полученной через тольтеков
Культура ацтеков Столицей ацтекской империи стал Теночтитлан Он располагался на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико (долина Анауак) Озеро изобиловало рыбой, водоплавающей птицей. В приозёрных лесах водилось много дичи
Культура ацтеков Сама долина, в которой находилось озеро Тескоко, представляет собой обширную овальную выемку 112 километров длины и 64 километров ширины В южной её части находится столица страны Мексики - город Мехико, построенный в XVI веке испанскими конкистадорами на развалинах ацтекского Теночтитлана
Теночтитлан – мегаполис ацтеков Ко времени испанского завоевания этот город был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой Европейский город того времени Например, в Лондоне (в то время) проживало более чем в 4 раза меньшее количество людей Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением (а по оценкам некоторых специалистов - 250 тысяч) Площадь города по некоторым оценкам достигала 12 км
Культура ацтеков В 1325 году племя мешиков (или теночков), известное в дальнейшем под именем ацтеки, основало на острове город, названный в честь вождя Теноча, приведшего их сюда
Культура ацтеков Согласно легенде, бог Уитцилопочтли велел обосноваться теночкам (мешикам) там, где они увидят орла сидящего на кактусе со змеёй в когтях В современной Мексике это один из основных символов государства наряду с флагом, этот символ вошёл в государственный герб
Культура ацтеков Около 1390 года в центре города был заложен Великий Храм, посвящённый Уитцилопочтли Здесь не было жилых помещений - только храмы, главным из которых был Великий Храм, на котором жрецы совершали жертвоприношения богам
Великий Храм Высота храма - 45 метров. Храм строился постепенно - ацтеки каждый раз над прежним сооружением надстраивали новое, тем самым делая его выше и массивнее После завоевания Теночтитлана испанцами, они с религиозным остервенением разрушали все строения, таким образом разрушая неугодную их богу языческую культуру В разрушении испанцы очень преуспели - каменные блоки храма использовались для постройки католического Собора, Великий Храм (точнее то, что от него осталось) был найден лишь в XX столетии
Стена черепов Цомпантли Каменный пьедестал, на котором стояли деревянные балки На балках вывешивались черепа пленников и принесённых в жертву богам людей
Храм ритуального центра Однажды при строительстве метро, рабочие наткнулись на какие-то каменные блоки Были вызваны археологи, которые раскопали один из храмов ритуального центра Теночтитлана Теперь этот памятник истории является частью ансамбля станции метрополитена Мехико
Ацтекская мифология Основные мотивы ацтекской мифологии - вечная борьба двух начал - света и мрак, солнца и влаги, жизни и смерти - развитие вселенной по определённым этапам или циклам - зависимость человека от воли божеств, олицетворяющих сил природы - необходимость постоянно питать богов- некоторых ежедневно - человеческой кровью, без чего они погибли бы Смерть богов означало бы всемирную катастрофу Это представление обуславливало практику обязательных человеческих жертвоприношений
Ацтекская мифология Ацтекская мифология нашла широкое отражение в изобразительном искусстве и литературе В честь важнейших божеств воздвигались многочисленные храмы (в которых стояли их каменные и деревянные статуи), сочинялись гимны Прозаическая литература, в т.ч. хроники, пронизана мифологическими сюжетами В мифологической оболочке развивались и начала философии
Ацтекская мифология Согласно мифам, вселенная была создана Тецкатлипокой и Кетцалькоатлем Вселенная прошла четыре этапа (или эры) развития Первая эра ("Четыре ягуар"), в которой верховным божеством в образе солнца был Тецкатлипока, закончилось истреблением ягуарами гигантов, населявших тогда землю Во второй эре ("Четыре ветер") солнцем стал Кетцалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян Третьим солнцем стал Тлалок, и его эра ("Четыре дождь") закончилась всемирным пожаром В четвёртой эре ("Четыре вода") солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб Современная, пятая эра ("Четыре землетрясение") с богом солнца Тонатиу должна закончится страшными катаклизмами
Пантеон ацтеков Пантеон ацтеков состоял из множества божеств, которых можно объединить в несколько групп К первой, наиболее древней по своему происхождению, относятся боги стихий и плодородия (Тлалок, Тласольтеотль, Чикомекоатль, Коатликуэ) Во вторую входят трое великих богов, игравших главную роль в пантеоне: Уитцилопочтли, Тецкатлипока и Кетцалькоатль Следующая объединяет богов звёзд и планет: Тонатиу, бога луны - Метцтли, Мишкоатля, бога планеты Венера - Тлауискальпантекутли, звёздных богов севера - Сенцон-Мимишкоа
Пантеон ацтеков К четвёртой принадлежат боги смерти и преисподней Миктлантекутли, его жена Миктлансиуатль, Тлальтекутли Довольно многочисленны божества опьяняющего напитка октли, изготовляемого из агавы: Майяуэль, Патекатль К последней группе принадлежат боги-творцы: Тлоке Науаке, Ометекутли, Тонакатекутли и его жена Тонакасиуатль, - формально возглавлявшие пантеон ацтеков Большинство божеств имело антропоморфный облик Лишь у некоторых имелись офиоморфные (змеевидные) черты
Пантеон ацтеков. Тлалок – бог древнейших времен Тлалок - "Заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений Тлалок был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых эпох
Статуя Коатликуэ Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба В ней одновременно заключено начало и конец жизни Её изображали в одежде из змей
Пантеон ацтеков. Коатликуэ– богиня древнейших времен Коатликуэ - «Она в платье из змей», Коатлантонан – «Наша змеиная мать» Она - мать бога солнца Уитцилопочтли По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды
Фигурки Коатликуэ Кроме указанных смыслов, Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее
Боги ацтеков. Кецалькоатль Кецалькоатль - «Пернатый змей» В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане Он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля
Боги ацтеков Ацтекская мозаичная маска Кетцалькоатля Мехико 15-16 вв. н.э. Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо Культ Кецалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице
Боги ацтеков. Кецалькоатль Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов Жрецов высших санов называли его именем - Кецалькоатль
Боги ацтеков Уицилопочтли - “Колибри юга”, “он с юга”, “колибри левой стороны”, “колибри-левша” Колибри часто выступает как олицетворитель солнца Уитцилопочтли изображался антропоморфно: в шлеме, имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии
Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств Часто Уитцилопочтли изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, и с чёрным лицом, держащим в руках змею и зеркало Ему приносились кровавые человеческие жертвы В честь Уитцилопочтли сооружён храм в Теночтитлане
Боги ацтеков Ипальнемоуани - "Тот, кем мы все живём" - верховное божество Тлоке-Науаке - "Тот, кто содержит всё в себе" Тонакатекутли - "Владыка нашего существования", бог, дающий людям пищу Тонакатекутли привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и землю Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля, владыками Омейокана - самого верхнего (13-ого) неба
Ацтекская мифология Согласно мифам, вселенная была разделена в горизонтальном направлении на 4 части света и центр Над центром господствовал бог огня Шиутекутли Восток считался страной изобилия и был посвящён Тлалоку и богу туч и звёзд Мишкоатлю Владыками юга были бог сева Шипе-Тотек и Макуильшочитль, но он расценивался как область зла Запад имел благоприятное значение, т.к. служил домом планеты Венеры, одного из воплощений Кетцалькоатля Наконец, север был подвластен богу смерти -Миктлантекутли Вертикально мир делился на 13 небес (в каждом из которых обитал определённый бог) и на 9 преисподних
Ацтекская мифология Солнце издревле символизировалось у древнемексиканских народов орлом — птицей мощной, гордой, свободолюбивой и кровожадной Каждый день солнце, подобно орлу, совершает свой путь по небу, но и каждую ночь в подземном мире ведет борьбу с силами мрака за право утром появиться на востоке и вновь осветить и согреть мир, все живое своими благодатными лучами Силы же мрака и ночи олицетворялись ягуаром — с его ночным образом жизни и пятнистой шкурой, ассоциирующейся с ночным небом, усеянным звездами
Ацтекская мифология Согласно ацтекской религиозно-идеологической системе представлений, чтобы солнце имело достаточно сил для такой борьбы, его жизнь необходимо поддерживать самой дорогой ценой, какую может заплатить человек, — кровью человеческой. Однако фатальность, трагическая предопределенность судьбы мира сохраняется, так как человечество, даже ценой собственной крови, не в состоянии поддержать мировой порядок, который зависит только от воли и прихоти божественных сил.
Ацтекская мифология Люди, живущие под пятым, современным Солнцем, могут рассчитывать лишь на то, чтобы отдалить мировую катастрофу, которую, согласно особым подсчетам их древних астрономов-астрологов, нужно ждать по истечении каждого 52-летия
Боги ацтеков Статуя Шиутекутли 1325-1521 гг. н.э 111х36 сантиметров Камень По-ацтекски - «владыка года» Бог огня как подземного, так и небесного Здесь он представлен молодым и сильным, одетый в плащ солнечных лучей, одним из определяющих его атрибутов
Боги ацтеков Миктлансиуатль – богиня царства мёртвых Ацтекская богиня Луны – "Золотые колокольчики» Богиня земли и Луны Контролирует 400 божеств звёзд Уицнауна Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред
Боги ацтеков Изображение Тецкатлипоки Человеческий череп, инкрустированный бирюзой, нефритом, обсидианом и перламутром Фигурка Эхекатля - бога ветра
Шочипилли Бог цветов, маиса, любви, игр (в мяч в том числе), красоты, песен, танцев и веселья Считался покровителем художников, певцов, ткачей, музыкантов и игроков в мяч Владыка цветов
Шочипилли - “Владыка цветов” Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, на острый конец которого нанизаны человеческие сердца
Боги ацтеков Нагуаль - дух-покровитель в образе животного или растения У каждого бога и человека есть свой нагуаль, с которым он разделяет судьбу до самой смерти Например, у Уицилопочтли нагуаль - колибри, у Кецалькоатля - пернатая змея, у Тецкатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное
Камень Солнца 1325-1521 гг. н.э Известен как «календарь ацтеков» На аккуратно обработанном диске, представлены силы Вселенной, выражаемые в пяти последовательно идущих друг за другом эпохах мироздания Каждая из них связана с бесконечным временным циклом, измеренным в сложной календарной системе
Календарь ацтеков Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями, ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел 18 двадцатидневных месяцев и 5 несчастливых дней Названия месяцев в нем соответствовали названиям сельскохозяйственных растений Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл Рисунок на коже календаря ацтеков
Артефакты ацтеков Корона Монтесумы II Хранится в венском этнографическом музее Сделана из 400 перьев кецаля Крепилась на золотом шлеме, который испанцы переплавили в слиток Получив корону, король Испании Карл отправил её в Вену
Артефакты ацтеков Ацтекская дубина Ацтекские дубины, часто называемые в хрониках мечом, имели широкий верх, сужающийся к рукояти, и лезвия в большом количестве и меньшего размера Имелись также двуручные дубины По словам испанцев, их удар мог раскроить голову лошади
Явившийся ацтекам орел, сидевший на кактусе, был посланцем Солнца, если не само Солнце Появление Солнца-орла стало этапным в их судьбе Этим событием как бы подтверждался заключенный ранее союз между народом и его племенным богом Уитсилопочтли Ацтеки превращались в «народ Солнца», особый, от деятельности которого зависела судьба ныне существующего мира
Жестокие войны и кровавый ритуал оправдывались этой глобальной целью — напоить, накормить Солнце кровью, с тем чтобы поддержать существование пятого мира (эры) Такие или приблизительно такие рассуждения жрецов легли в основу военно-религиозной доктрины ацтеков, призванную оправдать практику человеческих жертвоприношений