История развития портрета: От истоков до 18 века в Западной Европе
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 260
Презентация "История развития портрета: От истоков до 18 века в Западной Европе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
О портрете К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (натуре) черты. Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего «воспроизводить что-либо черта в черту». Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил. К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. В Египте впервые в истории найден портрет фараона, написанный не в профиль, согласно канонам в искусстве того времени, а анфас. По данным египетской газеты "Аль-Ахрам", портрет, выцарапанный неизвестным художником на деревянной дощечке размером 50 см на 31 см острым предметом, найден испанскими археологами в гробнице, вблизи города Луксора на юге Египта. До этого ученые находили только скульптурные изображения правителей Древнего Египта или их изображения на барельефах, причем в профиль. По мнению египтологов, портрет изображает фараона 18-й династии Тутмоса III (1504-1450 гг. до нашей эры) или его мать Хатшепсут. Как предполагают ученые, изображение могло использоваться как эскиз при изготовлении статуи.
Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и мифических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции. Деметрий из Алопеки. Др.Греция Портрет римского драматурга Поразительной правдивостью и одновременно жесткой определенностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные портреты.
Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, погребальные портреты, которые создавались в Римском Египте в I в. до н. э. — IV в. н. э.; выполнялись они в технике энкаустики. Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Являются элементом видоизмененной под греко-римским влиянием местной погребальной традиции: портрет заменяет традиционную погребальную маску на мумии. Фаюмский портрет Портрет молодой девушки (Лувр) Портрет молодого человека.125-150 гг. из Государственного античного собрания в Мюнхене
В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. (Такова, например, статуя графини Уты в городском соборе Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.)
Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность. Это эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века. Множество своих современников — поэтов, ученых, властителей — запечатлел великий итальянский художник Тициан. Интеллектуальной мощью, гордым сознанием внутренней независимости, душевной гармонией наделен его автопортрет (1560-е гг., Прадо, Мадрид). Портрет в эпоху Возрождения
Сила и скрытая энергия, серьезность и мужественность подчеркнуты в портрете Шарля де Моретта (ок. 1536, Картинная галерея, Дрезден), написанном живописцем X. Хольбейном Младшим. В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых.
Своим «Портретом старушки» (1654,ГМИИ) гениальный голландский портретист Рембрандт вводит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем величайшие богатства доброты и человечности. Широкую гамму различных чувств, темпераментов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как «Старейшины суконного цеха» (или «Синдики», 1662, Рейксмюсеум, Амстердам).
Лучшие черты испанского национального характера — скромную сдержанность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой великий портретист XVII в. — Д. Веласкес.
Сопроводительный текст Тема: История развития портрета: От истоков до 18 века в Западной Европе. Автор: Агишева Луиза. Преподаватель: Гудилина С.И Цели: Ознакомление с жанром портрета; дать знания о его возникновении и развитии. Аннотация: Данная презентация предназначена для ознакомления с жанром портрета, а также историей его развития.
Вопросы по презентации: Что такое портрет? Каковы его основные критерии? С чего начинался портрет? Что такое фаюмский портрет? Каких вы знаете мастеров-портретистов эпохи Ренессанса? Кого и как изображал в своих работах мастер Д. Веласкес?