Художественные промыслы Нижегородской области
- Рубрика: Презентации / Презентации по МХК
- Просмотров: 363
Презентация "Художественные промыслы Нижегородской области" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Здравствуйте, я учитель начальных классов МБОУ Буревестниковской средней общеобразовательной школы Богородского района Нижегородской области Шашкова Ирина Михайловна. В нашей школе проходит акция«Мир моих увлечений». Многие из нас увлекаются путешествием, но к сожалению многие стремятся в дальние страны. А так ли хорошо вы знаете свой родной край, его историю, традиции, народные промыслы? Тогда я приглашаю вас совершить виртуальное путешествие по Нижегородчине. Презентация в полной версии управляется по щелчку, в сокращенной - по сноскам слайда 4.
Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникаль-ными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края
Полховско-Майданская роспись Балахнинские изразцы Ножевой промысел Хохломская роспись Козаковская филигрань
Золотая хохлома — один из старинных самобытных русских народных промыслов, на протяжении веков формирующий быт и жизненный уклад целых поколений и являющийся неотъемлемой частью российской культуры.
Особенностью хохломского промысла является изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и своеобразная растительно-травная роспись.
Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами. Столицей золотой хохломы по праву считается город Семенов, расположенный в 80 километрах от Нижнего Новгорода.
Хохломской промысел насчитывает более трёх столетий. Он зародился в нижегородском Заволжье и пошел от иконописи. Это было время обширного заселения нижегородских земель разным людом, среди которого были «старообрядцы». Они знали секрет золочения икон при помощи серебряного металла и льняного масла - олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растертого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет.
Впоследствии, с появлением более дешевого олова, этот способ перешел и на посуду. Так, начиная с XVII века, на всю Россию славилась расписная деревянная посуда заволжских мастеров. «Парадная» посуда изготавливалась по особым заказам небольшими партиями из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, и предназначалась для дарения именитым гостям и иностранным послам.
Искусство хохломы - это не только красиво выполненная роспись, но и умение создавать выразительную форму изделия, знание сложной технологии обработки дерева. И немногие знают, сколько труда и терпения, сноровки и истинного вдохновения требует людей разных специальностей этот сложный процесс.
Городецкая роспись и резьба по дереву Городецкая роспись - один из самых знаменитых Среди самых распространенных сюжетов росписи –гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Роспись насы-щена богатством красок русского лета с его луго-вым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным све-том пышные гирлянды цветов и причудливых птиц.
Малоплодородные земли балахнинских окраин издавна давали скудные урожаи, и местное население было вынуждено заниматься различными промыслами и торговлей. Близость к Нижнему Новгороду, а значит и удобство сбыта продукции позволили балахнинским мастерам во 2‑ой половине XVI века освоить производство изразцов.
Материалом для этого промысла служила огнеупорная глина, которую многократно перемешивали, чтобы она стала эластичной и однородной, и две-три зимы вымораживали. Эта трудоемкая работа нужна для того, чтобы при обжиге изразец не вышел из печи с трещинами. Но прежде чем изделие, радуя глаз, засверкает всеми цветами радуги, мастер с большим терпением и упорством воплощал свой замысел в дереве и только тогда, когда рисунок становился достаточно красив, переносил его на глину.
Первые изразцы производились одного тона и назывались муравлеными. В основном были зеленые поливы. Такие изразцы в большом количестве сохранились в Москве, Юрьевце, Катунках, Костроме. Зеленые изразцы употреблялись для внешней облицовки архитектурных памятников, для облицовки домашних печей. По материалу, технике исполнения они отличались большим разнообразием, живописными красками и замысловатыми фигурами. Мастера искусно соединяли несовместимые на первый взгляд цвета, так что они составляли гармоничное целое.
Многие изразцы украшены цветными фигурами людей, птиц, зверей и фантастических животных. Особенно четких форм удалось добиться в изображении львов, павлинов, диковинных птиц, растительного орнамента в синих, коричневых, фиолетовых тонах. Эти изразцы сказочно красивы.
В начале XVIII века под западным влиянием в Балахне стали выделывать гладкие изразцы, на которых по гладкому полю рукою мастера, словно кистью художника на полотне, выполнялись живописные рисунки. Такая техника широко применялась для выкладки печей. Изразцовая печь служила украшением в доме и играла не меньшую роль, чем красивая мебель. Печи балахнинских мастеров можно встретить в различных уголках России: в Гранатовитой палате московского Кремля, в Н. Новгороде, Муроме, Гороховце, Катунках, Пучеже, в бывших романовских покоях в Костроме. Эти изразцовые печи по праву можно сравнить с полотнами прославленных художников.
Гончарный промысел Гончарный промысел в Богородске существует с начала основания села Богородское в 1570 году. Расцвет промысла приходится на конец XIX-начало XX века, когда изделия богородских мастеров стали известны большей части России. Богородские гончары выделывали большое разнообразие глиняной посуды на все случаи жизни: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары.
Производство знаменитых игрушек-тарарушек с яркой затейливой росписью берет свое начало в селе Полховский Майдан Вознесенского района. СЕМЕНОВСКАЯ и
В конце XVIII века многие крестьяне переняли токарный промысел от монахов Саровского монастыря, производивших в собственных мастерских деревянную посуду. В начале ХХ века в Полховском Майдане начинают применять «выжигание» токарных изделий. Впервые в село привез выжигательный аппарат крестьянин-кустарь Полин Павел Никитич. Выжигание, а позднее и крашение токарных изделий, нередко производились наемными работниками в мастерской хозяина.
Тогда и сложился характерный, дошедший до наших дней, майданский орнамент и пейзажный композиционный сюжет. До сих пор в селе помнят легенду о том, что в давние времена в войске Степана Разина была предводительница по имени Алена — бывшая крестьянка из-под Арзамаса. В ее отряде воевали и непокорные предки полх-майданских кустарей. Под селом Темниковым, что в Мордовии, Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. А на том месте, где погибла крестьянка-атаманша, выросла и расцвела алая роза. Вот, якобы ту самую розу и перенесли на свои расписные игрушки мастера Полховского Майдана.
С применением масляных и клеевых красок расширился ассортимент крашенных изделий. Существовал этот вид художественной росписи с 1928 по 1934 годы. С 1933 года в селе начали красить посуду анилиновыми красителями, которые по яркости превосходят масляные и клеевые краски.
Сувениры и матрешки, отличаются от всех известных необыкновенной яркостью и оригинальностью. Матрешки имеют и специфические названия — тарарушки. В росписи тарарушек и сувениров полховско-майданские мастера используют разнообразные приемы: «цветы», «травки», «пестрение», «домики».
Все это придает неповторимость не только знаменитым тарарушкам и сувенирам, но и другим изделиям мастеров, которые выпускают еще и посуду, и разнообразные предметы быта, например, вазы, поставки, бочонки, полочки и многое другое.
Семеновская роспись Одним из символов России является традиционная семеновская русская матрешка - яркая нарядная красавица с розовыми щечками и алыми розами на фартучке. Древний народный промысел изготовления деревянной игрушки с росписью зародился на талантливой Нижегородской земле в Семенове.
Художественная обработка металла С давних времен славился Нижегородс-кий край традициями металлообработ-ки. Одним из центров кузнечного и но-жевого промыслов был и остается дре-вний город Павлово, расположенный на берегу красавицы -реки Оки. В конце XVII века в Павлово насчитывалось до 50 кузниц. Одним из самых знаменитых был оружейный промысел. В Эрмитаже, например, хранятся ружья с надписью "Афанасий Овсянников". Село "Павло-во", а большинство мастеров Оружей-ной палаты при Петре I набирались именно из Павлово. Позднее промысел металлообработки нашел свое развитие в производстве предметов бытового назначения: ножей, замков, ножниц.
Еще с XVI века в Павловской слободе, что известна сегодня как город Павлово-на-Оке, зародился металлический промысел. Издревле эти места в России славились мастерами, изготавливающими холодное оружие, охотничьи ножи, столовые приборы.
Павловские мастера и соседей своих ремеслу обучили — в селе Ворсма тоже стали делать ножи. Да еще какие! Ручки отделывали и яшмой, и перламутром, и костью. Из поколения в поколение передаются сказы о том, как на всемирных ярмарках оценивался ворсменский товар: на одну чашу весов — нож, а на другую — золотые монеты.
Стальные изделия братьев Птициных, Бирютина и Завьялова снискали славу на всемирных выставках в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге, Берлине, Филадельфии.
На благодатной почве шло развитие ножевого производства в селе Ворсма.В начале XX века при подведении итогов деятельности Нижегородской ярмарки было указано, что знаком качества в виде клейма царского двуглавого орла были награждены стальные изделия и ножи с гравировкой по металлу, произведенные кустарями. В годы советской власти г.Ворсма стал «ножевой столицей
Один из древнейших видов художественной обработки металла -скань (от древнерусского — свивать), или, как еще называют эту разновидность ювелирной техники — филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово происходит от латинского слов filum (нитка) и granum (зерно), поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков
На Руси скань была известна очень давно. Филигранные изделия встречаются еще в раскопках курганов IX века. В России одним из крупнейших центров сканного производства становится село Казаково Нижегородской области.
Первая Казаковская артель по производству сканных изделий была образована в 1939 году. В годы Великой Отечественной войны артель не прекращала своей работы: плели офицерские погоны, делали для них звездочки, изготавливали портсигары. В послевоенное время — освоили ножевое и вилочное производство.
Варнавинская резьба по кости В основе варнавинской резьбы по кости лежит своеобразный художественный стиль, сложившийся на основе выразительных орнаментов нижегородской домовой резьбы по дереву. Каждое изделие режется мастером от начала до конца без применения штампов и шаблонов, что способствует авторской индивидуальности и творческому подходу при изготовлении каждого изделия.
Резьба по камню История камнерезного промысла уходит корнями в далекое прошлое и неразрывно связана с таинственной «мраморной» пещерой, расположенной на берегу реки Пьяны в с. Борнуково Бутурлинского района. Издавна эта пещера славилась своим поделочным камнем — ангидритом или как его называли «нижегородским мрамором». Он был самых разных оттенков: розового, белого, голубоватого, коричневого, серого и зеленоватого, с разнообразными рисунками и узорами. Во времена Екатерины II камень, добываемый в пещере отправлялся в Санкт-Петербург на отделку дворцов.
Кожевенный промысел Кожевенный промысел Нижегородской губернии начал развиваться во второй половине XVII века и распространился по многим городам ( г.Богородск). Его возникновению способствовало наличие местных материал: дубового сырья, извести поташа. Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них — изделия широкого потребления с применением всевозможных отделок.
Узорно-ремизное ткачество Узорно-ремизное ткачество — старинный вид народного ремесла — было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах- в Шахунье (село Пижма и Сява). Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность и пользовались спросом.
Чкаловский гипюр В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево.Главным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно.
Городецкая золотная вышивка Городецкая золотная вышивка — это один из самых старинных и уникальных в России видов высокохудожественного народного искусства. Богато украшенная золотой вышивкой одежда и платки были обязательными элементами гардероба состоятельных прекрасного пола крупнейших купеческих городов Нижегородского края, в том числе и города Городца. капитал. Сложная техника золотого шитья требовала специального обучения, поэтому была достаточно редко распространена. Крупным промысловым центром золотой вышивки Нижегородской губернии являлся г. Городец.
Стеклодувное производство Стеклодувное производство елочных украшений появилось в Нижнем Новгороде в 60-х годах прошлого века. Стеклодувы тогда работали по старинке и использовали для выдувки нехитрые керосиновые горелки. Игрушки выдували из стеклянных трубочек-дротов. В творчестве мастеров стеклодувного промысла сохраняется постоянство и верность стилевым направлениям. На фабрике выпускаются изделия разных форм: шары, колокольчики, подсвечники, медальоны, сосульки, макушки и различные игрушки