История создания песни «Моя Москва»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Музыке
- Просмотров: 340
Презентация "История создания песни «Моя Москва»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Материал подготовила: Троценко Елена Евгеньевна – зам. директора по воспитательной работе ГООУ «Таловская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Воронежская область.
Мало кто знал поэта Марка Лисянского – автора книги стихов «Берег», изданной в 1940-м году в Ярославле, и тоненькой книжицы фронтовых стихов, вышедших в начале войны, когда он пришел в редакционный коллектив газеты «Знамя победы». Но не было, пожалуй, человека, который не слыхал, да и не пел бы сам песню «Моя Москва», написанную на слова М.Лисянского.
Когда началась война, Марк Лисянский был командиром саперного взвода, младшим лейтенантом. На Калининском фронте был ранен. На ночных занятиях по боевой подготовке саперов попал в «волчью яму», сломал ногу. Его признали ограниченно годным к военной службе, дали направление в запасную часть –библиотекарем. Молодой поэт не хотел с этим мириться. В Ярославском обкоме он настойчиво выпросил отправку его на фронт, в сформированную ярославцами 243-ю стрелковую дивизию. Вышел Лисянский из обкома с необычным документом, в котором было написано: обком направляет в 243-я стрелковую дивизию поэта Марка Лисянского, берегите его…
Как раз в эти дни в дивизию снаряжали два грузовика с подарками от трудящихся Ярославской области. На одном из них, взгромоздившись на покрытую брезентом гору подарков, и поехал на фронт младший лейтенант Лисянский. Путь его лежал через Москву, отбивающуюся от врага. Надо ли удивляться тому, что поэт жил Москвой, думал о Москве, как и многие люди в те тяжелые дни. Он извлек из кармана записную книжку, стал заносить в нее первые уже сложившиеся строки. Я по свету немало хаживал, Жил в землянках, в окопах, в тайге. Похоронен был дважды заживо, Жил в разлуке, любил в тоске…
Когда грузовик подъезжал к столице, стихотворение было готово. Лисянский сполз с машины и, набравшись смелости, пошел с ним в редакцию журнала «Новый мир» - чем черт не шутит, вдруг напечатают! Стихотворение «Моя Москва» было опубликовано в 1941 году в девятом номере журнала «Новый мир».
Стихотворение прочитал композитор находясь в агитпоезде ансамбля песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников за многие тысячи километров от Москвы. И тут же в купе вагона на полях журнала записал мелодию, навеянную первой строфой "Моей Москвы". Оно понравилось ему своей напевностью, задушевной интонацией, афористичностью, лиризмом.
Вторая строфа песни композитора не совсем устраивала. Но он не знал, где искать незнакомого автора стихов? Дунаевский обратился за помощью к молодому режиссеру своего ансамбля Сергею Аграняну. Именно он и написал строфы, без которых представить теперь эту песню уже невозможно: Я люблю подмосковные рощи И мосты над твоею рекой, Я люблю твою Красную площадь И кремлевский курантов бой...
Первая исполнительница песни «Моя Москва» Марина Бабьяло - солистка ансамбля ЦДКЖ. Много лет спустя она рассказывала об этом концерте, который состоялся недалеко от Улан-Уде на станции Дивизионная: «Этот необычный концерт навсегда мне запомнился. Вы не представляете, как трудно было сдержать слезы: москвичи ведь все мы, а Москва-то далеко, и Москве трудно... Отзвучали последние аккорды. Что творилось! Пять раз подряд пришлось нам исполнять эту песню. Видели бы вы лица, в особенности глаза слушавших нас бойцов!»
Весной 1943 года Дунаевскому предложили записать "Мою Москву" на радио и на грампластинку. Однако музыкальный редактор потребовал изменить текст так, чтобы в нем говорилось о вожде. Исаак Осипович решил разыскать М.Лисянского. Но не успел, во время записи в текст внесли изменение одной строки: вместо "Где любимая девушка ждет" написали - "Где любимый наш Сталин живет". Юрий Бирюков в своей статье «Как девушку чуть не заменили Сталиным» (2001 г.) писал, что в тот же день, когда по радио была исполнена песня «Моя Москва», в одном из кабинетов ЦК раздался телефонный звонок: «Товарищ Щербаков, - послышался знакомый голос Верховного, - надеюсь, вы слышали сегодняшний концерт по радио и песню о Москве Дунаевского? Хорошая песня... Только не объясните ли мне, когда это девушка Сталиным стала?..». Музыкальный редактор за самоуправство получил выговор.
Не сразу узнал поэт о счастливой судьбе своего стихотворения. Песня догнала его спустя много месяцев, когда 243-я стрелковая дивизия двигалась на запад. На боевом счету Марка Лисянского было тогда уже немало стихов и песен, родившихся на фронте. В 1944 году И.Дунаевскому удалось наконец-то отыскать Марка Лисянского, вызвать с фронта в Москву и согласовать с ним окончательный вариант песни.
«Моя Москва» стала уже своей песней на всех фронтах, ее знала вся страна, ее полюбили сотни тысяч людей, но солдаты 243-й стрелковой дивизии считали, что это их песня… Как радостно и приятно было в дни Победы слышать на улицах поверженного гитлеровского Берлина: Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!..
Прошло 25 лет после войны. Песня «Моя Москва» звучала на концертах, народных гуляниях, по радио. Но в ознаменовании 25-летия славной победы под Москвой – зодчие, скульпторы, строители – соорудили на 23-м километре по Ленинградскому шоссе (под Москвой) там, где в 1941 –м году были остановлены гитлеровские полчища, - монумент, символизирующий стойкость и мужество защитников столицы, ставших железной стеной у ее ворот.
На барельефе этого памятника высекли строки из песни «Моя Москва» - строки, утверждающие величие и непобедимость нашей столицы
Через некоторое время родилось новое стихотворение Марка Лисянского. В нем, в этом стихотворении, воплощена не только «биография» песни, которая обрела вторую жизнь, стала частичкой истории, но и биография современника. На 23-м километре По Ленинградскому шоссе, Где только вехи, только ветры, И нависающие ветви – То в снежной пене, то в росе, Стоят открыто перед всеми У беспощадной той межи Противотанковой системы Окаменевшие ежи. Они совсем недавно встали, Направив брусья в облака, Не на земле – на пьедестале, И не на день, а на века. ……………………..