Богатырская симфония
- Рубрика: Презентации / Презентации по Музыке
- Просмотров: 384
Презентация "Богатырская симфония" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Музыкальная былина Никушина Надежда Викторовна МОУ СОШ №3 города Петровска Саратовской области
«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. Такие высокие слова как нельзя более точно и справедливо определяют существо этой симфонии — произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи. Недаром она именуется «Богатырской» — с таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.
А.П.Бородин родился в 1833 году Основные увлечения с детства были музыка и химия Защитил диссертацию и стал профессором медицины Автор более 40 работ по химии Дружил и работал со светилами медицины: Сеченовым, Бутлеровым и Менделеевым. Композитор «Могучей кучки», автор 3-х симфоний, множества романсов и оперы «Князь Игорь». Родился он 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л.С.Гедианова, при рождении был записан сыном камердинера князя – Порфирия Бородина. Бородин получил прекрасное домашнее образование. Владел несколькими языками, играл на флейте, фортепиано, виолончели. Уже в детстве определились основные увлечения Бородина, ставшие впоследствии его профессиями, - химия и музыка. В 1856 году Бородин окончил петербургскую Медико-хирургическую академию. Изучая медицину, продолжал заниматься химией под руководством Н.Н Зинина. В 1858 году, защитив диссертацию, получил степень доктора медицины. Под влиянием дружбы с прогрессивными учеными, как А.М.БутлеровД.И. Менделеев, И.М. Сеченов, . В 1864 году получил звание профессора Медико-хирургической академии. В 1874 году стал заведующим кафедрой химии, а в 1877 году присвоено звание академика. Бородин был европейски известным ученым-экспериментатором и теоретиком, автором более 40 научных трудов, активным участником прогрессивных реформ в Медико-хирургической академии,
Александр Порфирьевич Бородин До встречи с Балакиревым ученый-химик не придавал серьезного значения своим музыкальным занятиям. Он всегда самозабвенно слушал музыку, участвовал в ее исполнении, кое-что писал сам, но никогда не думал о музыке как о профессии; “… мне кажется, что, по всей вероятности, я был первым, сказавшим ему, что его настоящее дело – композиторство. Он с жаром принялся сочинять свою симфонию, каждый такт которой проходил через мою критическую оценку”, - писал Балакирев. Темы симфонии не были заимствованы из народных песен, но в них ощущалось кровное родство с русским народным творчеством и с народной музыкой Востока. Развитие их было неповторимо свежим, а вся симфония в целом – мощной и гармоничной
В «Богатырской симфонии» 4 части 1-Сбор Богатырей 2-Игры Богатырей 3-Песнь Баяна 4-Пир Богатырей
Бородин не раз рассказывал друзьям (В. В. Стасову — в том числе) о замысле Богатырской, и потому мы знаем, что в первой части её он хотел изобразить собрание русских богатырей. ...То не ясны соколы солеталися, А славны добры молодцы собиралися, Ко тому ли Володимиру соезжалися... Но если предположить, что эта программа осталась бы неизвестной, все равно ощущение громадной, «великанской» силы музыки возникло бы неизбежно. Как хорошо об этом сказал Б. В. Асафьев: «Мощь, величие, энергия предельно сжатой спирали — вот начало, заставка симфонии. В этой всепокоряющей унисонной фразе слышится былина о Святогоре: никому не сдвинуть русского народа с родной земли. Слышится, как чей-то на дальние просторы прокатившийся суровый, грозный глас».
Симфония начинается темой, полной могучей суровой силы, одновременно грозной и величавой. Почти зримой конкретностью обладает возникающий образ богатырской удали и бесстрашия, воссоздающий героев русского былинного эпоса. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медью. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное
Вторая тема является сначала в теплой звучности виолончелей, затем — у флейт с кларнетами. Вот прекрасный образец бородинской лирики! Но чувство здесь — вы это ощутите ясно — не носит личного характера, оно светло, покойно, как это и должно быть в выражении народного душевного строя. Она раздольна и протяжна как русская народная песня, как ширь полей, глубина русского неба и разлив русских рек.
Он был человеком не только громадной одаренности, но еще и цельности, и все, что он делал, было для него чрезвычайно важно и серьезно. И ни от чего он не хотел отказываться, но времени Бородину всю жизнь не хватало — да и всей-то жизни было 54 года! Ощущение полноты жизни, плодотворности усилий, «отрадное чувство сознания, что ты «делаешь дело» сказалось в его творчестве, в душевном его здоровье, оптимизме, ясности, разумности. Что же касается числа его произведений, так останься после Бородина только «Князь Игорь» и Богатырская симфония — с ними он в русской музыке все равно был бы одним из первых.