Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 335
Презентация "Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Каковы объективные предпосылки превращения социологии в одну из ведущих общественных наук современности?
План Западная социология XIX–начала XX века. Марксистская социология. Особенности становления и развития социологии в России.
1) Позитивная социология О.Конта. (1798-1857) О.Конт противопоставлял позитивную социологию теологическим и метафизическим спекуляциям, умозрительным подходам к изучению общества.
Слово «позитивный» по Конту: Реальное в противоположность химерическому; Полезное в противоположность бесполезному; Достоверное в противоположность сомнительному; Точное в противоположность смутному; Положительное в противоположность отрицательному.
2) «Биологическая концепция» Г.Спенсера (1820-1903) Общество рассматривается по аналогии с биологическим организмом. Выживают те, кто лучше всего умеет приспособиться к социальным условиям. Центральное место занимает идея социальной эволюции.
Аргументы подтверждающие свой подход: Как живые организмы, так и любые общества на протяжении своего существования увеличиваются в объеме; И те и другие усложняются; Их части приходят во всё большую зависимость друг от друга; И те и другие продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают.
3) Структурный функционализм Э.Дюркгейма (1858-1917). Структурный функционализм – направление, в рамках которого общество рассматривается как саморегулирующая система, изучается общественный порядок и аномалии, причины отклоняющего поведения и т.д. «О разделении общественного труда»
4) Концепция рационализма М.Вебера М.Вебера (1864-1920) Социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей.
Четыре типа социального действия: Целерациональный – когда человек ясно представляет себе цель действия и средства её достижения, а также учитывает реакцию других людей на свои поступки; Ценностно- рациональный – когда человек действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг. Аффективный – когда действие совершается эмоционально, под влиянием чувства. Традиционный – когда человек руководствуется привычкой.
5) Концепция циркуляции элит В.Парето (1848-1923) Основа общественных процессов – это творческая сила и борьба элит за власть.
Марксистская социология – это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе изучения объективных закономерностей исторического процесса. К.Маркс
Предшественники отечественной социологии Славянофильство Н.Я. Данилевский М.Н. Катков К.Н. Леонтьев К.П. Победоносцев Западничество П.Я. Чаадаев А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов С Т О Р О Н Н И К И
Геосоциология С.М. Соловьев Однообразие природных форм предопределяет однообразные занятия, обычаи, нравы, верования, одинаковые потребности и способы их удовлетворения. В.О. Ключевский Исторические законы есть результат взаимодействия трёх основных сил – человеческой личности, общества и природы страны.
Органическая концепция А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А.Новиков. Общество – это организм, который состоит из клеток – человеческих индивидов.
Архаические идеи 60-х гг. XIX в. М.А. Бакунин (1814-1876) Центральная проблема социологии – уничтожение государства как силы, подавляющую абсолютную свободу личности. П.А. Кропоткин (1842-1921) Выделил два фактора эволюции: общественный, суть которого во взаимопомощи, и индивидуальный – самоутверждение отдельного индивида или группы.
Субъективное направление в социологии народничества. Н.К. Михайловский (1842-1904) Скорость социального прогресса определяется прежде всего индивидуальной деятельностью.
Теории «культурно-исторических типов» (КИТ) Н.Я Данилевский (1822-1885) КИТ – совокупность психоэтнических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков, по которым осуществляется классификация мировой культуры на ряд уникальных типов. В.С. Соловьев (1853-1900) Выделил три культурных типа: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.