Причины «моральной паники»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 286
Презентация "Причины «моральной паники»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
ПРЕЗЕНТАЦИЯ по курсу «Социология» ученицы 11 «А» класса гимназии №9 Хлебиной Анны г.Химки 2007-2008
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «МОРАЛЬНОЙ ПАНИКИ» В ОБЩЕСТВЕ, ВЫЗВАННОЙ ФЕНОМЕНОМ ПОЯВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВЫХ СУБКУЛЬТУР (общая схема социологического исследования, формулировка гипотезы исследования, выбор методов получения информации, описание объекта исследования, обработка эмпирических данных, полученных путем анализа литературных источников, составление собственной анкеты для опроса одноклассников и интервьюирования взрослых, сравнительный анализ данных полученных из литературных источников и собственного опроса). ЗАКЛЮЧЕНИЕ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Подростковая субкультура – это культура созданная самими подростками для себя. Она включена в базовую культуру общества и является ее составной частью, но в отличии от базовой культуры подвержена очень быстрым изменениям и часто выступает инновационной областью для базовой культуры, для которой в индустриальном обществе характерна примитивность, развлекательность, стремление к единообразию. Подростку же жизненно важно выделиться, привлечь к себе внимание, так как полноценного социального статуса у него еще нет. Жаргонный язык, мода, музыка, нравственный климат царящий в подростковой среде во многом носят характер, шокирующий взрослых (например, ирокезы, пирсинг различных частей тела и т.п.), но они помогают подросткам узнать единомышленников в своей среде и тем самым помогают им включаться в реальную жизнь.
Общество заметило созданную подростками культуру, но отреагировало на это по-разному: обыватели – ужаснулись, впали в состояние «моральной паники», а некоторые структуры сумели использовать её в своих целях: бизнесмены стали делать на ней деньги, криминальные структуры – воспитывать в отдельных подростковых группировках себе смену, правящие элиты (политические и экономические)- для усиления своей власти. Например, относительно малозначащие действия социальной девиации некоторых подростковых группировок ( расписали граффити забор) с помощью средств массовой информации, милиции, судов, правительства, общественности усиливают до социально значимых, создавая тем самым ролевые модели, чтобы им следовали другие, или делают рекламу буйному (или иному антисоциальному поведению), о котором иначе мало бы кто знал.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ Подростковые субкультуры – причина возникновения в обществе «моральной паники», так как они ассоциируются со следующим: Употреблением наркотиков; Практикуют акты вандализма и насилия; Презрением и неуважением к ценностям мира взрослых. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Анализ прессы и литературных источников, в том числе опубликованных в Интернете. Опросы и интервью одноклассников и знакомых
ТЕОРИИ, ПРИМЕНЯВШИЕСЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ТЕМЕ: Теория социального действия Теория конфликта поколений Теория развития (построения личности) Теория стигматизации Теория социальной стратификации
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ Разработана немецким социологом Максом Вебером (1864-1920),который считал , что исходной предпосылкой любого социологического исследования является понимание смысла и значения человеческих действий. Он выделил четыре основных типа социальных действий: Целерациональное, в котором имеет место соответствия целей и средств действия; Ценностно-рациональное, в котором действие совершается ради какой-то ценности (религиозной, моральной и т.п.); Аффективное, базирующееся на эмоциональных реакциях людей; Традиционное, происходящее в соответствии с традициями и обычаями людей.
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА ПОКОЛЕНИЙ Проблема «отцов и детей» одна из вечных проблем, но собственно теория конфликта поколений начала формироваться в трудах З. Фрейда, а затем Д. Аусубель, Л. Фойер, К. Кенистон, В. Леонард, С. Эйзенштабт, К. Дэвис, М. Мид, А. Сови продолжили это дело. Обобщенно смысл всех существующих теорий конфликта поколений сводится к следующему: Молодежь – это понятие не только биологическое, возрастное, но прежде всего социально-историческое. Молодость – процесс активного освоения социальных ролей «до насыщения». На современном этапе особое значение приобретает фактор продолжительной учебы, следствием которого является Зависимость «детей» от «родителей» после того, как уже достигнута физическая и физиологическая зрелость первых (так называемые социальные дети). Старшее поколение консервативно и не всегда успевает за происходящими изменениями. Это приводит к критическому отношению к нему молодежи. «Отцы» и «дети» наблюдают друг друга главным образом в часы досуга, когда они не полностью адекватны себе.
ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ (ПОСТРОЕНИЯ) ЛИЧНОСТИ Теория развития личности Автор – Чарлз Кули (изложена в труде «Теория «зеркального Я») Основная идея – эффект «зеркального отражения» у людей представлений о том, как их оценивают другие. Теория развития личности Автор – Джордж Герберт Мид Основная идея – развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня». Психоаналитическая теория Автор – Зигмунд Фрейд Основная идея – в своем развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стадии возникает напряженность между «Оно» и «Сверх-Я». Психоаналитическая теория Автор – Эрик Эриксон Основная идея – на своем жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов.
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ Основы теории заложены М. Вебером, который полагал, что критериями социальной стратификации являются: экономический фактор в виде собственности; политический фактор (власть); статус (престиж).
ТЕОРИЯ СТИГМАТИЗАЦИИИ (наклеивания ярлыков) Предложена Говардом Беккером в его книге «Аутсайдеры» (1963): «Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищенных групп». При этом под девиацией понимается поведение отдельных лиц ( или групп), которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к их изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
ПОДРОСТОК – ПОНЯТИЕ ОДНОВРЕМЕННО БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ Подросток биологически – это юноша или девушка в возрасте от 13 до 19 лет Подросток социально – это: Учащийся старших классов общеобразовательной средней школы (колледжа, ПТУ, 1-2 курсов ВУЗов) или начавший трудовую деятельность, но не достигший в полном объеме экономической активности; Не имеет собственной семьи (не родительской) и собственных детей или имеет, но не несет какой-либо ответственности за них; Ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого; Определение собственного социального статуса;
ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА – НЕФОРМАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Подростковая субкультура – это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная подростками для себя; это «элитарная» культура, нацеленная на включение подростков в общество; культура, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет подростков. Она имеет свой язык, особую моду, искусство и стиль поведения. Носителями подростковой субкультуры являются неформальные подростковые группы. «Уйти в неформалы» молодых людей побуждает: внутреннее одиночество потребность в друзьях конфликты в школе и дома недоверие к взрослым протест против лжи просто «не знают, как жить дальше» Потребность в гетеросексуальных контактах
Вопрос : Согласны ли Ваши родители с ценностями и идеалами в которые верите Вы ? ИТОГИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА Традиционная, официальная , или так называемая базовая культура общества передается ребенку в процессе его роста – он растет, живет и действует в окружающем его культурном пространстве, которое он не выбирает. Каждая общественная система представляет собой мозаику из определенного набора субкультур. Подростковая субкультура – это всего лишь одна из частиц этой мозаики, своего рода один из её «пазлов». Каждый человек принадлежит одновременно к нескольким субкультурам ( территориальным, профессиональным и т.п.). Субкультуру каждый человек выбирает для себя сам, выбирает ту, что отвечает его конкретным нуждам и требованиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема «моральной паники» в значительной мере раздута средствами массовой информации ибо: Свою принадлежность к подростковым субкультурам подтверждают только 30% подростков, а остальные прекрасно чувствуют себя в рамках молодежной культуры; социально опасными являются только те подростковые субкультуры, которые контролируются преступными группировками. В них, как правило, попадают подростки «тусующиеся» на улицах, а значит общество может влиять на их количество , если будет больше внимания уделять организации их досуга и производственной занятости; членство в подростковых субкультурах неформальное, поэтому достаточно сменить свой внешний вид (имидж) и подросток уже никому ничего в данной субкультуре не должен. Многие подростки, родители которых не ограничены в средствах, причисляют себя одновременно к нескольким субкультурам, для них это просто игра, возможность попробовать себя в разных качествах;
Употребляют наркотики только в 2-5% подростковых субкультур, но «мода» на них пошла на убыль даже в криминальных субкультурах. Подростки экономически зависимы от родителей , а значит у общества есть шанс изменить баланс в пользу здорового образа жизни. Большинство ( 58%) подростков с пониманием (или уважением) относятся к идеалам, ценностям, культуре и политическим взглядам взрослых. Большинство взрослых (59%) с пониманием относятся к причинам, толкающим подростков в субкультуры, стремятся помочь им в преодолении нелегкого процесса социализации заставляя правительства вносить изменения в молодежную политику Феномен появления молодежных(подростковых) культур не несет в себе характер «бунта», дети переняли от своих родителей очень схожее с ними восприятие мира, ибо , как сказал еще Ф.М.Достоевский «не так скоро поколение отрывается от того, что сидит в нем наследственно; не так скоро отказывается человек от того, что вошло в его кровь». Во многих подростковых субкультурах реальные сексуальные отношения подменяют разговорами о них. Этому способствует то, что мальчиками все более осознается их личная ответственность за последствия таких отношений.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Аномия – отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам. Девиантный – отклоняющийся от общепринятого поведения. Общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность. Социальная структура общества - это совокупность: социальных институтов, социальных статусов, социальных ролей Социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества. Фундаментальные институты общества: семья, производство, религия, образование, армия, собственность, государство
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Большой социологический словарь. М., 2007, с.440. Безручко В.Т. Презентации Роwer Point. М., «Финансы и статистика», 2005, с.110. Волков Ю.Г., Епифанов С.Н., Гулиев М.А. Социология. Учебный курс. Ростов-на Дону, 2007, с.241-258. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие для Вузов. Екатеринбург, из-во Урал Ун-та, 1998, с.108. «Здоровье школьника», №11, ноябрь 2007, с.8-13,15. Комаров М.С. Введение в социологию. М., Наука, 1994, с. 16,43. Кравченко А.И. Введение в социологию. Учебное пособие. М.,Просвещение, 2001, с.192. Левикова С.И. Молодежная субкультура. «Гранд-Фаир», М., 2004, с.72. Смелзер Нейл. Социолигия. , «Феникс», М., 1994 , с.102, 212-218. Угринович И., Босова Л., Михайлова Н. Практикум по информатике и информационным технологиям. М., Лаборатория базовых знаний, 2002, с.394.