Монастырь 4 класс
- Рубрика: Презентации / Презентации по Обществознанию
- Просмотров: 307
Презентация "Монастырь 4 класс" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников edulib.ru
Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.
Монах – от греческого слова «монос», то есть один. Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один. МОНАХ (МОНАХИНЯ) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи. Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты. Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.
Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.
Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти. И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы »
Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.
В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.
Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение. Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.
Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.
Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.
Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей. Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой. Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве. Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе. Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».
… ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.
Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа (день чудного видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою. Данное предание прибавляет, что к построенной купцом часовне пришли два инока Феодосий и Афанасий и устроили здесь Череповецкий Воскресенский монастырь.